Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Когда каждый литр на счету

Когда каждый литр на счету

Когда каждый литр на счету

Юрий Барсуков о том, как нефтекомпании легко могут потерять в августе 70 млрд рублей

Газета «Коммерсантъ» №150 от 24.08.2021, стр. 7

Прошедшая неделя принесла облегчение российским нефтекомпаниям и регуляторам: биржевые цены на бензин снизились вслед за мировыми ценами на нефть. И хотя падение по бензину Аи-92 за неделю составило всего 2,8%, оно уберегло компании от потенциальной потери 70 млрд руб. в августе. Дело в том, что сейчас нефтекомпании получают от государства компенсацию за сдерживание оптовых цен на топливо. Однако демпферный механизм устроен таким образом, чтобы стимулировать нефтекомпании не повышать цены больше чем на 10% от цены отсечения — в этом году это 52,3 тыс. руб. за тонну бензина Аи-92. Если же цена превышает это значение больше чем на 10%, то демпфер обнуляется.

На фоне ажиотажного спроса и нехватки предложения в начале августа сложилась ситуация, при которой нефтекомпании, хотя и не желали терять выплаты по демпферу, не могли остановить растущий тренд на рынке. И 13 августа цена топлива на бирже превысила 110% от цены отсечения демпфера: с этого момента нефтекомпаниям пришлось бы прилагать экстраординарные усилия для снижения цены в оставшиеся две недели месяца, учитывая, что у них почти нет свободных объемов товара. Как развивались бы события дальше, сложно сказать: возможно, давление регуляторов и усилия компаний позволили бы снизить цену, но в случае неудачи мог разразиться серьезный скандал, который, скорее всего, привел бы к изменению законодательства. К счастью, уже 16 августа цены на нефть стали резко падать — снижение нефтяных котировок на прошлой неделе было самым серьезным с февраля 2020 года и помогло развернуться и российскому топливному рынку.

Подобная ситуация, казавшаяся маловероятной еще несколько месяцев назад, может повториться в любой момент. Рынок топлива находится в напряженном состоянии из-за нескольких аварий на производствах, продолжающихся ремонтов на НПЗ и сильного роста спроса: люди активно едут в отпуска на автомобилях, так как авиаперелеты за рубеж остаются ограниченными. Цены на нефть 23 августа развернулись и прибавляют почти 6%, что, вероятно, вновь вернет к росту и биржевые цены на бензин в РФ. А в сентябре начнется новый сезон ремонтов и, по расчетам Refinitiv, будет остановлено 19,6% мощности бензиновых установок российских НПЗ (в августе — 12,3%).

При этом правительство не хочет корректировать формулу демпфера, которая объективно не была рассчитана на столь высокие цены на нефть. Вводить драконовские меры — экспортные пошлины на бензин — власти также не захотели. Фактически сейчас регуляторы просто надеются, что им повезет: цены на нефть не превысят $75 за баррель, рубль не ослабеет, и на производствах не произойдет новых аварий. Главное — дотянуть до октября, когда спрос на бензин сезонно снизится.