Сами с УУСами
Для перехода на отечественные таксофоны и точки Wi-Fi на рынке нет решений
Газета «Коммерсантъ» №152 от 26.08.2021, стр. 9
Минэкономики считает избыточным требование полной замены оборудования и сетей связи для таксофонов и общественных точек Wi-Fi на отечественные разработки. В соответствии с проектом приказа Минцифры «Ростелеком» должен сделать это до 1 марта 2022 года. По словам экспертов, пока не для всех видов услуг на рынке можно найти отечественное оборудование, да и бюджета, выделяемого на оказание этих услуг, на обновление не хватит. Минцифры рассчитывает урегулировать разногласия с Минэкономики на согласительном совещании.
“Ъ” ознакомился с заключением Минэкономики от 17 августа на проект приказа Минцифры, устанавливающего требования к оказанию универсальных услуг связи (УУС). Документ был опубликован для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru в начале июня. В соответствии с ним для оказания УУС должно использоваться преимущественно телекоммуникационное оборудование, которому присвоен статус отечественного. Это значит, что оно должно быть включено в соответствующий реестр Минпромторга. Если такого оборудования в реестре нет, то использование зарубежных аналогов необходимо согласовать с Минцифры. Это требование необходимо исполнить до 1 марта 2022 года.
УУС в рамках проекта устранения цифрового неравенства в обязательном порядке оказываются населению на всей территории страны, их единственным оператором выступает «Ростелеком». В число УУС входят средства коллективного доступа (таксофоны) и доступа к интернету (уличные Wi-Fi-роутеры).
В апреле 2020 года в перечень услуг также включили сотовую связь, исключили пункты коллективного доступа в интернет, а также расширили географию УУС. Если ранее «Ростелеком» был обязан обеспечивать связь в населенных пунктах от 250 человек, то сейчас эта планка снижена до 100 человек. Российские операторы связи отчисляют 1,2% от выручки в фонд УУС ежегодно, что составляет около 14 млрд руб.
В Минцифры не привели данных о возможных сроках поставки российского оборудования для УУС и о том, какие устройства сейчас использует «Ростелеком», говорится в заключении Минэкономики. При этом в соответствии предложенными правилами оператор должен использовать отечественное оборудование не только при построении сетей связи, но и при их эксплуатации, подчеркивают в министерстве: «Это подразумевают замену всего действующего оборудования для оказания УУС на российское до 1 марта 2022 года».
В Минэкономики считают это требование избыточным, предлагая распространить правила только на вновь вводимое в эксплуатацию оборудование. В Минцифры сообщили, что получили заключение Минэкономики и изучают его: «Готовится согласительное совещание для урегулирования разногласий». В «Ростелекоме» отказались от комментариев.
Если для фиксированных услуг связи на рынке еще можно найти отечественное оборудование, то для мобильной его нет и в ближайшее время не будет, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, сейчас представлены только отдельные разработки, но нет единого комплексного программно-аппаратного решения, а в случае его появления также потребуется время на тестирование и сертификацию.
«К тому же, по заявлениям «Ростелекома», бюджета на устранение цифрового неравенства не хватает, поэтому недавно его президент Михаил Осеевский предложил, чтобы IT-компании тоже отчисляли средства в фонд УУС»,— отметил Денис Кусков. По его мнению, правительству сначала стоит удостовериться, что необходимые решения есть на рынке, и только после этого выдвигать новые требования.
По словам гендиректора «ТМТ Консалтинга» Константина Анкилова, реализовывать замену оборудования для оказания УУС по всей стране может быть неоправданно дорого. Но проблему с отсутствием отечественного телеком-оборудования, по его мнению, можно постепенно решить путем создания совместных предприятий с зарубежными вендорами.