WhatsApp впервые оштрафовали за нелокализацию данных россиян
Компания должна заплатить за нарушение 4 млн рублей
«Коммерсантъ» от 26.08.2021, 15:47
WhatsApp получил первый штраф в России на 4 млн руб. за отказ локализовать на территории страны данные россиян. Повторные штрафы за это нарушение на 17 млн руб. и на 15 млн руб. также получили Facebook и Twitter. Ранее штраф на 3 млн руб. за отказ локализовать пользовательские базы данных был выписан Google.
Таганский суд Москвы признал мессенджер WhatsApp, принадлежащий Facebook, виновным в отказе локализовать данные россиян на территории России, следует из сообщения Роскомнадзора. Ранее ведомство составило в отношении WhatsApp административный протокол за нарушение по ч. 8 ст. 13.11 КоАП РФ за отказ локализации персональных данных россиян на территории России. Наказание предусматривает штрафы от 1 млн руб. до 6 млн руб., по решению суда мессенджер должен выплатить 4 млн руб. Также штраф за повторный отказ локализовать данные пользователей получила социальная сеть Twitter — на 17 млн руб. и Facebook — на 15 млн руб.
Требование закона о «персональных данных», которое обязывает компании хранить и обрабатывать персональные данные российских граждан на территории РФ, вступило в силу в сентябре 2015 года. В мае 2021 года заместитель главы Роскомнадзора Милош Вагнер заявил, что «до 1 июля соцсети Facebook, Twitter и другие обязаны обеспечить локализацию баз данных российских пользователей». Под требования подпадают также Instagram, Twitter, TikTok, Google AdWords, YouTube, WhatsApp, Viber, Telegram, Steam, World of Tanks.
Google ранее уже получал крупные штрафы в России: 19 августа мировой суд в Москве оштрафовал компанию за отказ удалить запрещенную информацию по трем протоколам на 6 млн руб. До этого Google был оштрафован на 23,5 млн руб. также за отказ удалить запрещенную информацию и на 3 млн руб.— за отказ локализовать базы данных россиян. Таким образом, общая сумма штрафов компании в России выросла до 32,5 млн руб.
21 мая в Госдуму был внесен законопроект, обязывающий зарубежные IT-компании с ежедневной российской аудиторией от 500 тыс. человек открыть в стране свои филиалы. За это нарушение им грозит запрет на распространение рекламы, сбор персональных данных пользователей, а также замедление трафика и даже блокировка на территории РФ.
Семь войн Роскомнадзора
С кем, из-за чего и насколько успешно боролся регулятор