Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Эльга затягивает долги

Эльга затягивает долги

Эльга затягивает долги

Компания отсрочила погашение кредитов на 123 млрд рублей

Газета «Коммерсантъ» №153 от 27.08.2021, стр. 7

«Эльгауголь», оператор крупнейшего в РФ Эльгинского месторождения коксующегося угля, привлек 123 млрд руб. у синдиката банков во главе с Газпромбанком под залог экспортной выручки. Это позволит компании перевести большую часть своего долга, который имел короткие сроки погашения, в долгосрочный. Причем прежние соглашения предполагали залог почти всего имущественного комплекса Эльги, в том числе добычной лицензии и железной дороги к месторождению. Теперь, по мнению юристов, залоги могут быть сняты.

Компания «Эльгауголь», входящая в «А-Проперти» Альберта Авдоляна, привлекла синдицированный кредит на сумму 123 млрд руб. следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Новый кредит действует до 30 июня 2031 года. Залогом выступают имущественные права по договору поставки угля, заключенному между «Эльгауглем» и его трейдерской структурой Elga Coal Overseas. Залогодержателями выступают «Ак Барс», «Зенит» и Газпромбанк, последний — управляющий залогом. Представитель «А-Проперти» пояснил, что средства привлекались для перекредитования текущей задолженности компании. В банках не предоставили комментариев.

АКРА в апреле присвоило «Эльгауглю» кредитный рейтинг BBB+(RU) со стабильным прогнозом и оценивало общий долг компании в 127 млрд руб. Долг, сообщало АКРА, был преимущественно краткосрочным и связан с финансированием сделки по покупке активов Эльги. Тогда же говорилось о планах компании рефинансировать долг в 2021 году с целью перевода его из краткосрочного в долгосрочный в формате синдицированного кредита с комфортным графиком погашения.

В 2020 году «А-Проперти» приобрела активы Эльги у «Мечела» и Газпромбанка совокупно за 142 млрд руб., и задолженность компании по итогам года выросла в 11 раз, до 152,2 млрд руб. Возможно, часть этого долга была впоследствии перенесена на «Эльгауголь».

АКРА, основываясь на консервативном сценарии развития «Эльгаугля», полагает, что отношение общего долга к средствам от операционной деятельности (FFO) до чистых процентных платежей по результатам 2021 года составит 5,8х против 18х по итогам 2020 года. К 2023 году показатель снизится до 2,8х по мере роста операционного денежного потока, увеличения объемов обогащения угля и, как следствие, роста рентабельности. Сейчас рентабельность оценивается в 36%, что аудиторы считают высоким уровнем.

За первое полугодие «Эльгауголь» отчитался о росте добычи на 300% в годовом выражении, до 7,5 млн тонн. По итогам 2021 года добыча, как ожидает компания, достигнет 18 млн тонн, а к 2023 году вырастет до 33 млн тонн.

Погашение прежних кредитов «Эльгаугля» может вывести из-под залога его имущество. Основные активы Эльги, в том числе железная дорога от месторождения до БАМа, а также добычная лицензия, сейчас заложены в Промсвязьбанке и Газпромбанке. Прежде сообщалось, что «А-Проперти» закладывала доли проекта и в Россельхозбанке, однако, по данным ЕГРЮЛ, сейчас его среди залогодержателей нет. Руководитель корпоративной практики Crowe CRS Legal Ольга Сницерова говорит, что если прежние кредитные договоры прекращаются исполнением, пусть и за счет нового привлеченного кредита, то залог прекращается.

Необходимость избавления имущества Эльги от залогов может быть связана с новым капиталоемким проектом компании — строительством частной железнодорожной ветки Эльга—Чумикан. Стоимость новой дороги протяженностью 500 км, по оценке «Эльгаугля», составит 97,1 млрд руб., для начала строительства компания просит власти обеспечить вывоз 30 млн тонн ее угля по БАМу в приоритетном порядке в течение пяти лет, пока идет стройка (см. “Ъ” от 24 августа).

По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, если новая ветка будет выделена в отдельную компанию, а финансирование будет проектным, то долг «Эльгаугля» может и не вырасти. Тем не менее к проекту много вопросов. Так, стоимость километра дороги в четыре раза ниже стоимости прокладки ОАО РЖД, а стоимость порта довольно низкая по сравнению с другими объектами, строящимися в РФ.

Евгений Зайнуллин