Booking.com отменили бронь
Суд поддержал решение ФАС
«Коммерсантъ» от 30.08.2021, 20:04
(обновлено в 20:27)
Сервису бронирования отелей Booking.com не удалось убедить суд первой инстанции отменить прошлогоднее решение ФАС о том, что онлайн-платформа злоупотребила доминирующим положением. Сейчас сервис занимает около 80% рынка онлайн-бронирования отелей, что, по словам владельцев и операторов гостиниц, дает ему возможность устанавливать жесткие условия сотрудничества.
Арбитражный суд Москвы отказал управляющей одноименным сервисом бронирования отелей нидерландской компании Booking.com B. V. в признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о нарушении ею закона о защите конкуренции. Об этом говорится в материале в картотеке суда. В декабре 2020 года регулятор постановил, что сервис злоупотребил доминирующим положением и навязывал гостиницам, отелям, хостелам условия договора о необходимости соблюдения паритета цен и номеров, а также условия взаимодействия с закрытыми группами пользователей. Именно это решение в начале февраля Booking.com начал оспаривать в суде.
Изначально ФАС возбудил дело в отношении Booking.com после обращения «Опоры России», действовавшей в интересах гостиничного бизнеса. Согласно расчетам организации, платформа занимает около 80% рынка онлайн-бронирования отелей. Это дает ей возможность устанавливать для отельеров жесткие условия сотрудничества. Одно из них — внесенный в договор пункт о паритете цен. Он подразумевает, что более низкая стоимость аналогичного номера с теми же датами заезда и условиями бронирования найдена быть не может. Помимо жестких требований к сотрудничеству система устанавливает для российских отельеров достаточно высокую комиссию за собственные услуги. Участники рынка оценивают средний показатель в 18%, в то время как для небольших средств размещения значение может превышать 30%.
С этими доводами частично согласилась ФАС.
Российские гостиницы зависят от Booking.com, и любое действие платформы может оказывать прямое влияние как на коммерческую деятельность гостиниц, так и на потребителей гостиничных услуг, говорилось в тексте решения регулятора.
Служба выдала Booking.com предписание об устранении нарушений, потребовав от компании исключить из договоров условия о паритете цен и условий предоставления услуг. Но добиться его исполнения пока не удалось. Из-за этого в прошлый четверг ФАС наложила на Booking.com B. V. оборотный штраф 1,3 млрд руб.
Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников пояснил “Ъ”, что в организации удовлетворены решением суда первой инстанции. «Это общемировая практика, суды поддерживают решения антимонопольных органов по делам в отношении Booking.com и навязыванию паритета цен»,— говорит он.
В Booking.com разочарованы решением Арбитражного суда Москвы.
В компании поясняют, что сервис вкладывает собственные средства в рекламное продвижение, переводит на иностранные языки предоставленную отелями информацию и осуществляет клиентскую поддержку. В этих условиях сервис считает справедливым, что отели указывают на Booking.com ту же цену, что и на их собственном веб-сайте.
Присутствовавшая на заседании член правления «Лиги хостелов» Наталья Петровская отмечает, что позиция Booking.com строилась на оспаривании собственного монопольного положения: платформа настаивала, что занимаемую долю рынка стоит оценивать не от сервисов онлайн—бронирования туристического жилья, а от всех каналов его продажи. Одновременно компания настаивала, что паритет цен выгоден рынку и приводит к его обелению. Но ФАС и профессиональному сообществу, по словам госпожи Петровской, удалось доказать суду целесообразность оценки доли Booking.com именно в сегменте онлайн—бронирования, и тот факт, что паритет цен априори невыгоден для бизнес—сообщества. «Отели лишены возможности проводить акции и устанавливать специальные цены при бронировании через собственные каналы продаж»,— говорит эксперт.