Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Машина без коврика — деньги на ветер

Машина без коврика — деньги на ветер

Машина без коврика — деньги на ветер

На долю дополнительных опций приходится уже до 30% стоимости автомобиля

Газета «Коммерсантъ» №156 от 01.09.2021, стр. 7

Как выяснил “Ъ”, объем дополнительных опций при покупке автомобиля с 2019 года в среднем увеличился в пять раз, достигнув 200–400 тыс. руб. на машину. В премиум-сегменте конечная цена может отличаться от рекомендованной розничной на 1–1,5 млн руб. Клиенты идут на такие доплаты на фоне дефицита автомобилей, так как машину без допоборудования придется ждать несколько месяцев, за которые она подорожает. По оценкам экспертов, клиенты в РФ переплачивают не менее 61 млрд руб. ежегодно только у официальных дилеров.

Не менее 61 млрд руб. в год переплачивают за автомобили клиенты авторизованных дилерских центров, подсчитали в BrandMonitor. Расчеты основаны на опросе 1,1 тыс. клиентов, купивших новый автомобиль в последние три года.

В среднем дополнительные опции прибавляют к стоимости машины 200–400 тыс. руб., хотя в 2019 году их стоимость оставалась в диапазоне 50–70 тыс. руб., оценил глава дилерского направления Fresh Auto Денис Решетников. «У клиента есть два выхода: переплачивать за дополнительные опции и оборудование, устанавливаемые в автосалоне, или вставать в очередь (за машиной.— “Ъ”) сроком от нескольких месяцев до года,— поясняет он.— Например, Hyundai Creta нового поколения в комплектации Family некоторые дилеры предлагают за 1,75 млн руб. при ценнике производителя в 1,47 млн руб. В случае отказа можно оформить предзаказ и ожидать выбранную версию четыре-пять месяцев без фиксации цены, которая с большой вероятностью вырастет».

Сергей Удалов из «Автостата» считает 200 тыс. руб. «условным минимумом, который сегодня переплачивает потребитель».

Он подчеркивает, что обычно объем и стоимость допоборудования зависит от ценового сегмента: дилеры учитывают психологию покупателей и понимают, что на массовых автомобилях клиент хочет получить что-то за каждый рубль, даже если ему это не нужно, а в премиуме можно просто увеличить в разы цену на какую-то опцию.

Это подтверждают и данные, с которыми ознакомился “Ъ”. Например, Kia K5 GT-line можно купить с наценкой в 455,1 тыс. руб. по сравнению с рекомендованной розничной ценой (РРЦ), которая составляет 2,4 млн руб. В результате клиент станет счастливым обладателем резиновых ковриков в салон, защитной сетки для бампера, защиты картера и керамического покрытия корпуса. К Volkswagen Polo, у которого РРЦ составляет 1,24 млн руб., предлагается приплатить еще 267 тыс. руб. за коврики и багажник, сетку и защиту картера, брызговики, газовые упоры капота, антишум. Источник “Ъ” среди дилеров говорит, что в среднем для машины ценой более 5–6 млн руб. стоимость опций может составлять еще около 1 млн руб., а по ряду брендов и моделей — и 1,5 млн руб. По бюджетным моделям цена отличается на 300–600 тыс. руб. в зависимости от срочности покупки.

В среднем цена реализации отличается от РРЦ по меньшей мере на 10–15%, говорит глава «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова. Опции и услуги подорожали ровно в той же степени, что и сами автомобили, то есть за последние полтора года почти на 20%. Глава «Автодома» Андрей Ольховский отмечает, что клиент на практике не может отказаться от «допов», так как они уже установлены на автомобиль. Если прежде с опциями продавалось порядка 20–30% машин, то сейчас — около 99%.

Но многие дилеры уверены в необходимости дополнительных опций.

В базовое оснащение большинства автомобилей не входят коврики, рассказывает операционный директор АГ «Авилон» Олег Шамба, то же можно сказать и о тонировке, зимней резине и прочем. Такие опции из года в год пользуются спросом, и можно сказать, что большинство машин так или иначе продается с допоборудованием, подчеркивает он.

«Покупка автомобиля в России для большинства клиентов — это событие»,— добавляет глава «Автоспеццентра» Андрей Терлюкевич, поэтому спрос на персонализацию и дооснащение остается очень высоким. Но дилеры признают, что в последний год число дополнительных опций увеличилось. Олег Шамба объясняет этот факт тем, что на фоне дефицита «у дилеров стало больше возможностей уделять время индивидуализации автомобилей для клиента».

Ольга Никитина