Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Лето подкачало

Лето подкачало

Лето подкачало

У фитнес-индустрии сократились обороты

Газета «Коммерсантъ» №156 от 01.09.2021, стр. 10

Новая волна пандемийных ограничений и длинные отпуска осложнили фитнес-клубам работу в низкий летний сезон. Выручка клубов относительно докризисного периода сократилась на 10—40%. Дополнительной проблемой стал отток тренеров, предпочитающих теперь работать с клиентами самостоятельно на открытых площадках. Участники рынка с энтузиазмом ждут высокого осеннего сезона, но аналитики пока не видят предпосылок для быстрого восстановления спроса.

Летом выручка российских фитнес-клубов относительно аналогичного периода докризисного 2019 года сократилась на 10–30% в зависимости от региона. Такие данные приводит Ассоциация операторов фитнес-индустрии (АОФИ), констатируя, что результаты оказались хуже ожиданий. Президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина считает, что предприятия отрасли за лето потеряли 20–40% доходов относительно аналогичного периода двухлетней давности.

Президент АОФИ Ольга Киселева связывает отрицательную динамику с санитарными ограничениями в регионах на фоне роста заболеваемости COVID-19. «Даже в тех регионах, где их в итоге не было, негативный фон привел к оттоку клиентов и уменьшению посещаемости клубов»,— говорит она

Лето — традиционно низкий сезон для фитнес-индустрии, который в этом году усугубился снижением потока новых клиентов, говорит COO X-Fit Ирина Троска. Выручка сети за три летних месяца, по ее словам, сократилась на 30% по сравнению с докризисным периодом. Она связывает это с новым подходом к отпускам: если раньше у жителей крупных городов они распределялись равномерно на весь летний период, в этом году многие клиенты уезжали с июня по середину августа. В Alex Fitness говорят, что показатели одних клубов восстановились на уровень 2019 года, в то время как выручка других на 30% ниже. Это объясняется различной эпидемиологической ситуацией в регионах.

По данным АОФИ, наиболее сложная ситуация сложилась в фитнес-клубах Башкирии, чья выручка летом упала на 30% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Еще в июне власти региона анонсировали планы по введению строгих ограничительных мер, которые предусматривали, что посещение спортивных объектов будет доступно только вакцинированным, переболевшим или предъявившим отрицательный ПЦР-тест клиентам. Срок исполнения решения неоднократно сдвигался, вплоть до его отмены в конце июля. В Ростовской области такие ограничения в августе все же ввели: посещаемость объектов сократилась на 55–70% относительно докризисного периода. Падение выручки за весь летний период меньшее — 20%. В Краснодарском крае спад оценивается в 15–20%, в Ленинградской области — в 10–25%. В Москве и области выручка клубов за лето сократилась менее заметно — на 10–15%. Елена Силина связывает это с тем, что в Москве в отличие от некоторых регионов летом не вводились жесткие для отрасли ограничения.

Еще одна проблема индустрии — отток тренеров, которые во время ограничений предпочли работать самостоятельно, говорит Ольга Киселева. Госпожа Силина поясняет, что многие тренеры работают в клубах как индивидуальные предприниматели и летом многие стремятся взаимодействовать с клиентами на открытых площадках.

Ольга Киселева ждет восстановления показателей клубов осенью, когда традиционно высокий спрос на занятия фитнесом.

По ее словам, операторы рассчитывают стимулировать продажи за счет новых продуктов и форматов, в частности карт с коротким сроком действия. Но аналитики настроены скептично. Сейчас на рынке нет предпосылок к быстрому восстановлению спроса на фитнес-услуги на докризисный уровень, констатирует партнер Deloitte в СНГ Егор Метелкин. Он отмечает, что многие горожане сохраняют осторожность относительно посещения общественных мест или перешли на тренировки на улице. Основным инструментом поддержания спроса для клубов на этом фоне, по мнению эксперта, станет гибкая ценовая политика.

Александра Мерцалова