Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Мелочная моторика

Мелочная моторика

Мелочная моторика

Экспорт грузовиков остановился из-за паспортизации машин со старыми двигателями

Газета «Коммерсантъ» №162 от 09.09.2021, стр. 1
(обновлено в 08:00)

У российских производителей грузовиков возникли проблемы с поставками за рубеж машин низких экологических классов, которые составляют основную часть экспорта. Для выдачи транзитных номеров на них потребовался электронный паспорт, который нельзя получить на автомобили класса ниже «Евро-5». Проблему решили чиновники в ручном режиме, но только для КамАЗа — 8 сентября с такой же ситуацией столкнулся «Урал» Дмитрия Стрежнева.

Гендиректор КамАЗа Сергей Когогин сообщил, что экспорт грузовиков из РФ остановился. «Сейчас в срочном порядке идут совещания, а экспорт месяц стоит, мы не можем доставлять машины в порты»,— отметил он. В компании пояснили “Ъ”, что речь идет об отгрузках самоходных готовых грузовиков в Азию и Африку через порт Новороссийск.

Вывоз автомобиля без регистрационного знака «транзит» за пределы РФ невозможен, говорит глава практики уголовного и административного права АМУЛЕКС.РУ Любовь Шебанова. «Новое грузовое транспортное средство должно своим ходом добраться до порта и на это время становится участником дорожного движения, а значит, должно соответствовать всем требованиям»,— поясняет она. Фактически до августа, несмотря на требования законодательства, для оформления транзитных номеров электронный ПТС (ЭПТС) не требовали, но со 2 августа порядок «неожиданно для рынка» был приведен МВД в соответствие с законодательством, говорит источник “Ъ” в автопроме.

Получить ЭПТС на экспортные грузовики оказалось невозможным.

Номера, включая транзитные, выдаются при наличии действующего ПТС, пояснил “Ъ” источник, знакомый с ситуацией: таковы правила, заложенные в законе «О государственной регистрации транспортных средств», действующем с 1 января 2020 года. При этом с 1 ноября 2020 года все выпускаемые в обращение и регистрируемые автомобили должны иметь ЭПТС, напоминает он. Не исключено, говорит он, что КамАЗ «по какой-то причине не захотел оформлять паспорта на свои машины, поскольку экспортные варианты грузовиков, с двигателем «Евро-2», на такие ЭПТС не получишь». «На них невозможно выписать одобрение типа транспортного средства (ОТТС), так как они не соответствуют требованиям техрегламента Таможенного союза (ТР ТС),— отмечает другой собеседник “Ъ”.— Без ОТТС нельзя создать ЭПТС, а без ЭПТС не может быть и транзитных номеров». На основании ТР ТС ЭПТС не может выдаваться на автомобили класса ниже «Евро-5», при этом со стороны так называемых low regulated markets Азии, Африки, Ближнего Востока есть спрос на машины более низких классов, подтверждает представитель ОМГ Дмитрия Стрежнева, куда входит автозавод «Урал». Местное регулирование не ограничивает реализацию таких машин, а те заметно дешевле, это основные экспортные рынки, добавляет он.

В «Электронном паспорте» “Ъ” сказали, что для автомобилей, экспортируемых за пределы ЕАЭС, не предусмотрено оформление ЭПТС, тем более если эти автомобили не соответствуют требованиям техрегламента. Но для получения регистрационных знаков «транзит» МВД должно получать сведения из Системы электронных паспортов.

Кроме того, при оформлении ЭПТС стало необходимо платить утильсбор, хотя это не требуется для экспорта. Встал вопрос и невозможности компенсаций сбора для локализованных машин, что делало экспорт невыгодным, говорит источник “Ъ” в автопроме.

Мелочная моторика

Экспорт месяц стоит, мы не можем доставлять машины в порты

С привлечением Минпромторга проблему для КамАЗа временно решили — с помощью оговорок в графе «особые отметки» ЭПТС. Там стали указывать, что автомобиль выпускается в обращение условно на ограниченный срок для целей экспорта: «первые машины таким образом должны получить транзитные номера сегодня-завтра», говорит источник “Ъ” в автопроме. Схема должна быть закреплена в актах правительства, замечает он. В Минпромторге, РЭЦ и МВД “Ъ” не ответили.

Но, видимо, эксперимент не пошел дальше Набережных Челнов. 8 сентября проблема с выдачей транзитных номеров возникла у автозавода «Урал», рассказали “Ъ” в ОМГ.

Тот факт, что вопрос окончательно не решен, подтверждают в «Электронном паспорте». Сейчас есть различные статусы электронного паспорта — «незавершенный», «действующий» и другие, есть предложение добавить еще один условный статус ЭПТС «для транзита» с ограниченным сроком действия, пояснили там.

Ольга Никитина, Иван Буранов