Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Дивиденды проследуют в инвестпрограмму

Дивиденды проследуют в инвестпрограмму

Дивиденды проследуют в инвестпрограмму

ОАО РЖД сможет не платить по обыкновенным акциям три года подряд

ОАО РЖД разрешили не платить дивиденды по обыкновенным акциям из прибыли за 2021 и 2022 годы. Этого монополия добивалась в конце 2020 года, отмечая в своем финплане, что исполнение дивидендных требований Минфина обойдется ей в эти годы в 154 млрд руб., которые ей понадобятся на закрытие ожидаемой дыры в инвестпрограмме. По мнению экспертов, дыру таким образом полностью не закрыть, но зато ОАО РЖД за счет этих средств сможет компенсировать рост цен на материалы и закупить технику.

Правительство продлило дивидендную амнистию для ОАО РЖД. Согласно опубликованному в четверг распоряжению правительства от 7 сентября, монополия сможет не выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям по итогам работы за 2021 и 2022 годы.

Дивиденды за 2020 год компания также выплатит только в размере 4 млрд руб. по привилегированным акциям, которые на конец июля составляли 6% ее уставного капитала.

Рекомендацию о таком уровне выплат дал совет директоров компании в конце июля. Единственный акционер монополии — государство.

ОАО РЖД не первый год просит себе право не платить дивиденды по обыкновенным акциям при условии, что направит прибыль на инвестпрограмму. С учетом такого условия сверстана и долгосрочная программа развития холдинга до 2025 года. Однако на практике в первый раз монополии это удалось лишь в пандемическом 2020 году, когда вопреки требованиям Минфина ей не только разрешили не распределять прибыль на дивиденды по обыкновенным акциям, но и в дальнейшем поэтапно доводить уровень этих дивидендов до 50% от чистой прибыли по МСФО лишь с учетом полного финансирования инвестпрограммы (см. “Ъ” от 2 октября 2020 года). В инвестпрограмме же год за годом обнаруживается дефицит, размеры которого зачастую превосходят всю чистую прибыль по МСФО.

Об отмене выплаты «минфиновских» дивидендов в 2022 и 2023 годах монополия просила в своем долгосрочном финплане в конце 2020 года. Речь шла об экономии 74 млрд руб. и 80,3 млрд руб. соответственно, что в числе других мер должно было спасти ОАО РЖД от прогнозного дефицита инвестпрограммы в 2021–2023 годах в 890 млрд руб. Он, как ожидала компания, возникнет, если будет решено исполнять все проекты комплексного плана модернизации инфраструктуры в полном объеме (см. “Ъ” от 8 декабря 2020 года). С тех пор многое поменялось — в частности, на расходную часть бюджета ОАО РЖД начал оказывать серьезное давление рост цен на материалы, компенсировать который монополия просит посредством модернизации формулы индексации тарифа, прямыми вливаниями в капитал или принятием тарифных предложений (см. “Ъ” от 21 июня и 3 августа).

По оценке главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, исходя из прогноза чистой прибыли ОАО РЖД, речь может идти о сохранении в компании минимум 60 млрд руб. прибыли за два года.

Это не позволяет закрыть глобальные дыры в инвестпрограмме, но позволит как минимум демпфировать повышение цен на металл, моторное топливо и т. п., а также решить вопросы с закупкой путевой техники, ведь сегодня хорошая конъюнктура с точки зрения перевозок сопровождается заметным ростом цен на материалы. Отказ в изъятии дивидендов, полагает эксперт, самая разумная форма господдержки, отражающая прямую взаимосвязь между инвестпрограммой, являющейся, по сути, госзаказом, и возвратом ОАО РЖД средств государству. Тем не менее, считает господин Бурмистров, эту форму господдержки имело бы смысл в будущем увязать с показателями эффективности не только по экономии издержек, но и по получению монополией допдоходов, поскольку сейчас она критически недоиспользует возможности расширения грузовой базы из-за невозможности провезти груз.

Наталья Скорлыгина