Суда легко не сдаются
Верфи РФ избегают брать новые заказы
«Коммерсантъ» от 13.09.2021, 20:28
За первую половину 2021 года в России было сдано 28 крупных и средних судов гражданского и военного назначения, следует из подсчетов «Infoline-Аналитики». Их совокупный тоннаж по сравнению с прошлым годом сократился на 18,5%, а стоимость выросла на 36%, до 49 млрд руб., во многом за счет сдачи атомной подлодки «Казань». Всего, по прогнозам экспертов, в 2021 году будет сдано порядка 70 гражданских судов и 35 — для ВМФ. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров называет ключевой особенностью российского судостроения последних месяцев добровольный отказ верфей от новых крупных госзаказов.
За первую половину 2021 года число сданных в России крупных и средних судов гражданского и военного назначения водоизмещением более 50 тонн составило 28 единиц, на две меньше, чем за аналогичный период 2020-го. Их совокупный тоннаж сократился на 18,5%, до 103,5 тыс. т по сравнению с тем же периодом прошлого года, а суммарная стоимость возросла на 36% — до 49 млрд рублей. Как пояснил “Ъ” глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, в наибольшей мере рост стоимости сданных судов объясняется завершением крупного военного заказа — многоцелевой атомной подлодки К-561 «Казань» проекта 885М «Ясень-М», построенной «Севмашем».
В целом за 2021 год будет сдано не менее 70 гражданских судов и 35 единиц для Военно-морского флота (ВМФ), делится прогнозом Михаил Бурмистров.
При этом ожидается рост по дедвейту и водоизмещению судов, обусловленный сдачей крупнотоннажных единиц на верфи «Звезда». Рост в денежном выражении будет объясняться передачей ВМФ подводных лодок.
Ключевой тенденцией в судостроении в первом полугодии, по мнению Михаила Бурмистрова, стало отсутствие у отечественных верфей возможности претендовать на крупные новые госзаказы со сроками сдачи ранее 2025 года, что приводит к их уходу за рубеж. Это касается как судов ледокольного флота, по которым исполнителями стали турецкие верфи, так и, например, корпусов для плавучих АЭС, которые построит китайская верфь Wison (Nantong) Heavy Industry Co Ltd (см. “Ъ” от 27 июля и 13 сентября). Господин Бурмистров объясняет это высокой загрузкой отечественных мощностей, дефицитом трудовых ресурсов, ростом цен на металл, проблемами с закупками импортного оборудования.
Учитывая эти факторы и отставание по уже имеющимся заказам, которое чревато штрафными санкциями, заявленные на тендерах сроки не являются реалистичными для верфей РФ.
Особенно если учесть тот факт, что предметом госзаказов часто становятся новые головные суда, по которым «неизбежен большой объем проектных работ» и высоки риски отклонения фактических расходов от сметы, подчеркивает Михаил Бурмистров.