Фастфуд быстро восстановился
Посещаемость заведений вышла на уровень 2019 года
В отличие от ресторанов полного обслуживания, баров и кафе сегмент фастфуда уже смог оправиться от кризиса. По итогам января—июня в заведениях быстрого питания поток посетителей был всего на 1% ниже, чем в 2019 году, в то время как вся отрасль потеряла 11%. Такие точки смогли удержать объемы за счет доставки, которую начали развивать еще до пандемии, и перетока клиентов демократичных кафе и ресторанов.
“Ъ” ознакомился с отчетом NPD Group, в котором говорится, что в январе—июне трафик в российских заведениях фастфуда оказался всего на 1% ниже, чем за тот же период докризисного 2019 года. При этом из всех заведений общепита точки быстрого питания выбирал 51% россиян, тогда как двумя годами ранее эта доля не превышала 46%.
В текущий кризис фастфуд восстанавливается быстрее, чем весь рынок общепита, подчеркивают аналитики NPD Group. По их оценкам, в целом по индустрии в первом полугодии трафик сократился на 11% по сравнению с январем—июнем 2019 года. Наибольшие потери наблюдаются в ресторанах полного обслуживания, где посетителей стало на 32% меньше. Бары и пабы потеряли 31% клиентов, столовые — 26%, кафетерии и пекарни — 9%.
В ГК «Шоколадница» говорят, что трафик сети в целом восстановился, но остаются отдельные заведения, которые не вышли на докризисный уровень. В «Теремке» количество посетителей пока на 10% ниже, чем в 2019 году, уточнил совладелец сети Михаил Гончаров. В «Макдоналдсе», KFC и Burger King данные не предоставили.
Сильнее всего кризис ударил по заведениям среднего ценового сегмента, чьи посетители столкнулись с самым сильным падением доходов.
«Те, кто раньше питался в кафе и недорогих ресторанах, теперь выбирают фастфуд»,— поясняет основатель сети ресторанов «Мясо & рыба» Сергей Миронов.
Восстановление трафика у заведений фастфуда произошло за счет невысокого среднего чека, что очевидно на фоне снижения доходов населения, отмечает эксперт рынка фуд-сервиса российского отделения NPD Group Марина Лапенкова. Сегменту быстрого питания проще удерживать низкие цены за счет технологии производства и использования замороженных продуктов и полуфабрикатов, поясняет Михаил Гончаров.
Кроме того, заведения быстрого питания еще до кризиса начали развивать доставку, в то время как ресторанам полного обслуживания во время ограничений, связанных с пандемией, приходилось закрываться полностью, отмечает Сергей Миронов. По его словам, после каждого снятия запрета на работу отрасли ресторанам приходилось начинать работу с нуля: договариваться с поставщиками и арендодателями, нанимать персонал. «Работники ресторанов, столкнувшись с закрытиями заведений, стали опасаться вновь остаться без работы, поэтому мы наблюдаем переток рабочей силы в доставку и фастфуд, которые не прекращают работу при ограничениях из-за коронавируса»,— поясняет ресторатор.
По данным Росстата, объем рынка общепита в первом полугодии 2021 года даже превысил показатели первой половины докризисного 2019 года — 853 млрд против 839 млрд руб.
Михаил Гончаров считает, что совокупная выручка всей отрасли выросла за счет увеличения среднего чека на фоне инфляции и открытия новых заведений «Макдоналдса», KFC и Burger King.
В «Макдоналдсе» подтвердили, что с начала пандемии значительно увеличилось количество их заведений. Но пока россияне все равно стараются сократить походы в заведения общепита, поэтому посещаемость по-прежнему меньше желаемого, говорит господин Гончаров.
К тому же часть населения все еще боится заразиться и старается не посещать общественные места, говорит исполнительный директор RestCon Андрей Петраков. В таком случае, добавляет он, сегмент фастфуда опять оказывается в выигрыше: там не нужно долго ждать заказ, а поесть можно и вне заведения.