Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

То взлет, то запреты

То взлет, то запреты

То взлет, то запреты

Росавиация может остановить ночные посадки без приборов

Газета «Коммерсантъ» №169/П от 20.09.2021, стр. 1

По данным “Ъ”, после катастрофы самолета L-410 в Иркутской области Росавиация предложила проанализировать возможность запрета ночных рейсов на недостаточно оборудованных площадках. Посадки ночью в сложных метеоусловиях формально не разрешаются и сейчас, однако, как отмечают эксперты, иногда они неизбежны в малой авиации. Запрет, по словам специалистов, может полностью парализовать небольшие посадочные площадки, которые не могут позволить себе дорогостоящее оборудование.

Росавиация предложила «провести анализ целесообразности» запрета коммерческих воздушных перевозок в ночное время там, где нет подходящего светосигнального оборудования. Речь идет о посадочных площадках — в отличие от аэродромов, на них нет оборудования для приземления по приборам (радиомаяков), и посадка возможна только визуально. Об этом говорится в письме ведомства «Информация по безопасности полетов №14» за подписью замглавы Росавиации Алексея Новгородова (копия есть у “Ъ”) с кратким описанием обстоятельств крушения L-410 12 сентября. Самолет компании «Аэросервис» (входит в авиапредприятие «СиЛа») разбился в 4 км от полосы в селе Казачинск Иркутской области при повторном заходе на посадку ночью в условиях ограниченной видимости. Погибли три пассажира и второй пилот.

Как указано в документе Росавиации, площадка не имела наземного оборудования для инструментального захода на посадку. Ведомство 13 сентября запретило перевозчику ночные полеты и теперь предлагает распространить это положение на все рейсы, принимаемые на таких площадках. «Происшествия, связанные со столкновением исправного воздушного судна с землей в управляемом полете, в большинстве случаев происходят из-за нарушения (часто сознательного) правил полетов и являются прямым следствием неспособности руководства организации организовать и контролировать работу подчиненного персонала»,— говорится в сообщении.

В Росавиации не ответили “Ъ”. Следственный комитет 13 сентября сообщил, что рассматривает две основные версии аварии: ошибка пилотирования при выполнении маневрирования на посадке и отказ техники.

Гендиректор «СиЛа» Андрей Богданов заявил “Ъ”, что считает необоснованным претензии Росавиации к контролю со стороны руководства авиакомпании. Он заверил, что у экипажей L-410 прежде не было претензий к навигаторам Garmin, о сбое которого якобы заявил выживший командир судна Николай Махнутин (аудиозапись опубликовал Telegram-канал Baza).

«Навигаторы Garmin являются своеобразным «индустриальным стандартом» для малой авиации и установлены на тысячах самолетов по всему миру. В целом они демонстрируют высокую надежность»,— отметили на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА). С 2017 года, когда УЗГА начал выпускать L-410, завод поставил компаниям «Аэросила» и «СиЛа» семь таких судов.

Как отмечают опрошенные “Ъ” специалисты, система GPS/ГЛОНАСС может использоваться для инструментальных заходов на посадку только при наличии на аэродроме базовых станций систем навигации, которых на посадочных площадках обычно нет. «GPS-сигнал может пропасть или измениться в любое время»,— подчеркивает Дмитрий Шаповалов гендиректор компании «Вельтласт», устанавливавшей светосигнальное оборудование в Казачинске. Стоимость приводных радиомаяков, по его словам, превышает 1 млн руб., и на посадочных площадках это оборудование не ставится.

Ночные посадки в сложных метеоусловиях запрещены и сегодня, однако, как говорят эксперты, для полетов в удаленные населенные пункты они бывают неизбежны. Так, метеоусловия могут ухудшиться внезапно, а уход на запасной аэродром может быть крайне нежелателен (там нет топлива для дозаправки, гостиницы для пассажиров). Полный запрет на полеты в ночное время приведет к фактической остановке как коммерческих перевозок, так и медицинской эвакуации на значительной части страны, уверен господин Шаповалов: «За Полярным кругом в зимний короткий день перелет в несколько сотен километров технически не может состояться полностью в светлое время суток». В качестве примера такого маршрута он приводит направление Новый Васюган—Каргасок—Томск, когда самолет летит в одну сторону более трех часов.

В России более 2 тыс. посадочных площадок. Из них единицы, по словам господина Шаповалова, имеют полный комплект метеооборудования, а наземного оборудования для инструментальных заходов «нет нигде в принципе», поскольку его стоимость может доходить до нескольких миллионов долларов. Повысить безопасность визуальных полетов, по мнению эксперта, можно за счет установки метеостанций, измерителя нижней границы облачности и дальности видимости, а также глиссадных огней. Однако цены на такое оборудование начинаются от 3 млн руб., говорит Шаповалов: «Это не по силам ни одной посадочной площадке местных воздушных линий».

В зимний период на темное время суток приходится около 70% рейсов, подтверждает начальник службы техэксплуатации посадочных площадок Казачинска Михаил Богданов. Наземное стационарное оборудование, по его оценкам, обойдется в 30–40 млн руб., за которые площадка не сможет расплатиться самостоятельно. Если полеты окончательно ограничат светлым временем суток, то есть зимой с 10 до 15 часов, подчеркивает господин Богданов, придется «прикрыть все площадки», что парализует малую авиацию в регионах.

Айгуль Абдуллина