Тревел-агенты добирают трафик
Компании внедряют дополнительные сервисы
Газета «Коммерсантъ» №174/П от 27.09.2021, стр. 10
Столкнувшиеся из-за пандемии с кризисом участники рынка онлайн-тревел пытаются получить дополнительный трафик через новые услуги. Сервис «Туту.ру» запустил услугу резервирования авиабилетов, которая стоит всего 1 руб. По сути, речь идет о фиксации цены билета. Но технология может оказаться невыгодной для агентов и рискованной для перевозчиков, а также сомнительной с точки зрения удобства для клиентов.
«Туту.ру» запустил услугу резервирования авиабилетов за 1 руб., рассказал “Ъ” представитель сервиса. Забронировать билет можно на период от часа до нескольких недель в зависимости от условий перевозчика. Услуга доступна примерно в 60% выдач. Оформляется билет после полной оплаты. В «Туту.ру» говорят, что ориентируются на пользователей, которым нужно обсудить детали бронирования с другими участниками поездки, и путешественников, которые не уверены в дате полета.
Подробно используемую технологию в «Туту.ру» не раскрывают. Собеседник “Ъ” на рынке поясняет, что принцип продукта, вероятно, базируется на заложенном авиакомпанией времени на оплату бронирования (time limit), которое разнится в зависимости от тарифа. Схожую услугу иногда предоставляют сами перевозчики: «Победа», например, в 2018 году предлагала «заморозку цены» на 48 часов за 998 руб.
Основным фактором риска источник “Ъ” называет отсутствие гарантий по такой брони: при возникновении дефицита перевозки авиакомпании отменяют 7–15% неоплаченных резерваций до истечения time limit: «Если билеты по самому низкому тарифу заканчиваются и перевозчик видит хороший спрос по новой, более высокой цене, он отменяет неоплаченные резервации, продавая их дороже». Не подвергаются аннуляциям, по словам собеседника “Ъ”, только брони держателей карт элитных авиаальянсов и корпоративных клиентов. S7 Airlines сейчас предлагает клиентам услугу «фиксация цены»: она особенно востребована в период распродаж, пояснили в компании.
Управляющий партнер «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт указывает, что никакой ответственности перевозчик за отмену брони не несет, до полной оплаты билета договор о перевозке не заключается. По словам юриста, подобные бронирования могут ввести потребителя в заблуждение, но вряд ли к агенту применимы санкции. Господин Иккерт не допускает, что отмена бронирований может создать имиджевый риск для перевозчика, если покупатель будет ассоциировать это как нарушение с его стороны.
Собеседник “Ъ” на туррынке называет решение «Туту.ру» своевременным. «Предоставление ваучеров в обмен на несостоявшиеся из-за COVID-19 перелеты сформировало кризис доверия, людям сложнее решиться на покупку билета, и средняя глубина бронирований упала до трех-пяти дней»,— говорит он. Это подтверждает коммерческий директор OneTwoTrip Николай Маликов. По его словам, 59,9% клиентов минувшим летом совершали поездку в течение недели с даты покупки, два года назад таких было 49,5%.
Источник “Ъ” на рынке отмечает, что на оживление спроса направлены усилия всех игроков. Гендиректор «Яндекс. Путешествий» Ирина Рейдер говорит, что сервис тестирует похожую услугу: пользователям предлагается зафиксировать стоимость размещения, заплатив от 1 руб. до 10% от стоимости. В Aviasales запустили путеводитель по различным локациям «Короче», который должен повысить продажи в категории билетов для путешествий. Но есть другие мнения. Руководитель «Тинькофф путешествий» Илья Артеменко говорит, что возможность бронирования мест встречается редко из-за низкого спроса на услугу. С одной стороны, по его словам, чем дольше отсрочка платежа, тем ниже вероятность, что клиент вернется, с другой — бронирование не всегда гарантирует сохранение цены, на которое рассчитывает покупатель, что «делает услугу нерелевантной и невыгодной для агентов».