Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Восстание декарбистов

Восстание декарбистов

Восстание декарбистов

Как будет развиваться спрос на ископаемые источники энергии

Газета «Коммерсантъ» №175 от 28.09.2021, стр. 9

Доля нефти в мировом энергобалансе начнет сокращаться уже после 2030 года по мере роста возобновляемых источников энергии. По прогнозу TotalEnergies, перспективы природного газа будут гораздо лучше — спрос на него как на менее углеродоемкое переходное топливо будет расти примерно на 1% в год в консервативном сценарии. Все больше инвестиций, по оценке компании, ожидаемо будут идти в строительство экологически чистой энергетики.

Французская TotalEnergies ожидает, что мировой спрос на нефть достигнет своего пика к концу текущего десятилетия, поскольку все больше стран будут отказываться от ископаемого топлива, следует из опубликованного 27 сентября энергетического обзора за 2021 год. В последние годы европейские нефтегазовые компании предлагают все более радикальные оценки будущего энергетического перехода, в которых главными предпосылками является степень жесткости государственного регулирования для достижения климатических целей.

В частности, по обоим предложенным компанией сценариям — «Momentum» (основан на существующих стратегиях декарбонизации стран—участниц Парижского соглашения, ограничит повышение температуры на 2,2–2,4 С°) и «Rupture» (более интенсивное ужесточение экологических политик по всему миру, повышение температуры менее чем на 2 С°) — спрос на нефть выйдет на плато до 2030 года, а затем начнет снижаться в среднем на 1,4% в год в первом сценарии и на 2,8% в год — во втором. Совокупное снижение относительно 2019 года составит 36% к 2050 году по консервативному сценарию и 59% — по агрессивному.

В то же время спрос на природный газ будет оставаться стабильным, поскольку это топливо продолжит играть роль переходного как менее углеродоемкое, особенно в контексте развития технологий по улавливанию CO2. Совокупный спрос на газ вырастет на 32% к 2050 году по консервативному сценарию и на 9,1% — по агрессивному.

Восстание декарбистов

Это не просто борьба с изменением климата, прежде всего это организация перехода ведущих экономик мира на новый технологический уклад. Буквально через каких-нибудь 10–15 лет мы наверняка уже будем иметь совсем другую структуру мировой экономики

Прогноз TotalEnergies более консервативен, нежели анализ британской BP, заявлявшей, что период роста для нефтяных рынков уже завершен и совокупный спрос на нефть может никогда больше не достичь уровня 2019 года.

Спрос на ВИЭ, по прогнозу TotalEnergies, будет расти во всех сценариях, в первую очередь речь идет о солнечной и ветрогенерации. Совокупно к 2050 году он вырастет в 11,7 раза по консервативному сценарию и в 18,7 раза — по агрессивному. Производство энергии из этих источников вырастет в 13,3 и 20,7 раза соответственно.

Иван Тимонин из Vygon Consulting находит, что позиция TotalEnergies относительно большей устойчивости природного газа по сравнению с нефтью в свете повсеместной декарбонизации глобальной экономики действительно обоснованна и разделяется большинством аналитических агентств и крупных отраслевых компаний. Обусловлено это в первую очередь активной политикой переключения с угля на газ с целью сокращения выбросов парниковых газов, реализуемой в азиатских странах. Свой вклад внесут и рост потребления СПГ в качестве бункерного топлива, а также роль газа в развитии водородной энергетики, то есть его использование для производства «серого» и «голубого» водорода, поясняет он.

Что касается резкого сокращения потребления нефти темпами 1,9% в год после 2030 года, ожидаемого TotalEnergies, то его можно считать пессимистичным, отмечает аналитик. Так, базовые оценки основных аналитических агентств и компаний более сдержанны: сформированный на их основе консенсус-прогноз — падение спроса примерно на 0,5% в год в 2030–2050 годах. Более «радикальную» позицию TotalEnergies относительно будущего нефти, по его мнению, можно связать с ее оптимистичным взглядом на развитие электротранспорта: компания ожидает, что к 2050 году его доля в мировом автопарке достигнет около 65% .

Татьяна Дятел