Москва. 4 декабря. — «АвтоВАЗ» задумался о снижении утвержденного в ноябре производственного плана в 500 тыс. автомобилей на 2025 год на фоне сильного замедления авторынка в ноябре, которое, как ожидают в компании, продолжится и в декабре, сообщил журналистам президент АО «АвтоВАЗ» Максим Соколов в кулуарах форума ВТБ «Россия зовет!» в среду.
Об утверждении производственного плана «АвтоВАЗа» на 2025 год в объеме 500 тыс. автомобилей официально сообщалось в середине ноября. Таким образом, компания рассчитывала выпустить в следующем году столько же Lada, сколько и в текущем.
«Цифра в 500 тыс. автомобилей — это бюджет и производственный план, утвержденные советом директоров. Но это было, скажем так, по ситуации на конец октября — начало ноября. Сейчас ситуация динамично изменяется — к сожалению, деградирует», — сказал Соколов.
По его словам, в начале 2025 года компания может рассмотреть возможность корректировки производственного плана в меньшую сторону. «Мы в общем-то будем очень внимательно смотреть и, возможно, предлагать совету директоров ревизию нашего производственного плана на следующий год. Пока план утверждён в таком же объеме, как и в текущем году — 500 тыс. автомобилей. Но будем внимательно в ручном режиме, на кончиках пальцев так сказать, смотреть за балансом спроса и предложения», — заметил Соколов.
По его оценке, рынок легковых автомобилей и LCV в РФ в декабре «будет не больше 125-130 тыс. штук». Таким образом, с учетом оценки рынка в ноябре Минпромторгом в 134,2 тыс. единиц, компания ожидает продолжение помесячного снижения. «Но что бы я сейчас ни сказал, жизнь в декабре все равно внесет свои коррективы. Мы видим, как идут динамично вниз продажи», — добавил глава «АвтоВАЗа».
Накануне «АвтоВАЗ» отчитался по продажах Lada в РФ за ноябрь и 11 месяцев текущего года. В прошлом месяце было реализовано 39,583 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей бренда — на 9,8% больше, чем в ноябре 2023 года, и на 7,7% меньше, чем октябре этого года. Помесячное снижение было отражено по всем основным модельным семействам Lada, кроме перезапущенного в середине года Lada Largus. В частности, продажи флагманской модели Lada Granta в ноябре составили 14,741 тыс. (-25,9% м/м), Lada Vesta — 8,078 тыс. (-10,4% м/м), Lada Niva Legend — 4,137 тыс. (-17,8% м/м), Lada Niva Travel — 3,815 тыс. (-20,7% м/м).
«Конечно, ситуация непростая. Мы видим успешный год практически на всём протяжении, до начала осени. Сейчас тренд стал изменяться — продажи автомобилей по всем сегментам падают. К счастью, продукция Lada держится пока по отношению к прошлому году в плюсе. Тем не менее, мы готовимся к непростому 2025 году, аккумулируем необходимые финансы, ведём переговоры с нашими банками-кредиторами, с нашими дилерскими центрами, внимательно смотрим ситуацию у партнёров — поставщиков компонентной базы», — сказал Соколов.
«На всех фронтах, так сказать, наблюдаются макроэкономические грозы. Это касается и изменения валютного курса, и ключевой ставки, что сильно замедляет кредитование. А примерно 60-65% всех автомобилей в сегменте, где работает бренд Lada, продается сегодня в кредит. Есть еще один фактор — это ужесточение условий кредитования. И он сказывается в совокупности с этими предыдущими двумя факторами в такой «идеальный шторм», — добавил глава «АвтоВАЗа», комментируя сложившуюся на рынке ситуацию.
Повышать цены на модельный ряд Lada компания, по его словам, пока не планирует. «Но совершенно очевидно, что изменяющийся курс рубля приведет к удорожанию закупок импортной компонентной базы. Эта составляющая присутствует даже не столько у поставщиков первого уровня, сколько у поставщиков материалов, субкомпонентов, сырья. И она так или иначе скажется на росте себестоимости, который где-то перейдет границу ценообразования», — отметил Соколов.