Авиакомпании поймали радиопомехи
Регулирование бортовых станций мешает перевозчикам летать
Газета «Коммерсантъ» №168 от 17.09.2021, стр. 7
Авиаторы жалуются на новый регламент Росавиации, по которому регулятор хочет до десяти дней выдавать разрешения на бортовые радиостанции. Потери от простоя в таком случае могут достигать 60 млн руб. за самолет: это лизинговые платежи, аэропортовые сборы и упущенные выгоды от невыполненных рейсов. В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта предложили сократить процедуру до одного дня. В Росавиации “Ъ” ответили, что окончательного решения по проекту пока нет.
Расходы авиакомпаний из-за нового административного регламента Росавиации по выдаче разрешений на бортовые радиостанции составят $15 тыс. за каждый день вынужденного простоя самолета только за счет лизинговых платежей. Такая оценка приводится в обращении президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна на имя замминистра транспорта Игоря Чалика. В письме предлагается сократить процедуру до одного рабочего дня. Подлинность документа “Ъ” подтвердили источники, близкие к руководству АЭВТ, и в нескольких авиакомпаниях. В самой АЭВТ отказались комментировать ситуацию.
Бортовые радиостанции — это устройства для коммуникации между диспетчерскими пунктами на земле и экипажами других самолетов на специально выделенных диапазонах радиочастот. Проект Росавиации предполагает срок в десять рабочих дней при выдаче разрешений на новые самолеты или при «порче, износе или утере» уже установленных радиостанций. Сейчас, по словам источников “Ъ” в отрасли, такие разрешения выдаются без приостановки эксплуатации самолета.
По действующему регламенту разрешение на бортовую радиостанцию выдается на два года, потом его надо получать заново, объясняют в Red Wings. Документ необходим для внесения воздушного судна в сертификат эксплуатанта перевозчика. «В новом регламенте разрешения станут бессрочными, в этом его большой плюс. Однако перевозчики, конечно, заинтересованы, чтобы их заявки на радиостанции рассматривались максимально быстро, например, в течение одного или нескольких дней»,— подчеркнули в авиакомпании.
Десятидневный срок «явно не оправдан», подтверждает директор авиационного техцентра «Уральских авиалиний» Игорь Поддубный. «В Европе подобные разрешения выдаются авиакомпаниям в течение нескольких часов. Например, в Бермудах мы получаем сертификат летной годности и разрешения на бортовые радиостанции по простой понятной форме самое большее за 12 часов»,— отметил он. Издержки на лизинговые платежи и неэффективный простой господин Поддубный оценил в 60 млн руб. на каждое судно. Он подчеркнул, что простой «однозначно повлияет на расписание полетов».
Гендиректор Smartavia Сергей Савостин предложил предусмотреть механизмы, которые позволят перевозчикам продолжать полеты во время оформления разрешений. Он также поддержал сокращение процедуры до одного рабочего дня: «Косвенные расходы из-за простоя воздушных судов очень опасны, мы не можем себе их позволить». В группе «Аэрофлот», S7, Utair не стали комментировать расходы на новый регламент.
Собеседники “Ъ” в крупных авиакомпаниях подчеркивают, что «связь на бортах почти никогда не выходит из строя». Но источники в нескольких региональных и чартерных авиакомпаниях признают, что радиостанции нередко приходится менять из-за технических неисправностей, что также беспокоит их в свете нового регламента. «Во многом на сроки службы влияют климатические условия: при частых перелетах в условиях резких температурных перепадов радиотехника сбоит чаще, также негативное влияние на радиоаппаратуру оказывают грозы и молнии»,— отмечает обозреватель Aviation Explorer Владимир Карнозов.
В Минтрансе подтвердили получение письма, но другие вопросы переадресовали в Росавиацию. В Росавиации “Ъ” сообщили, что «работа над проектом регламента и его обсуждение с профессиональным сообществом продолжаются».
В случае приобретения новых самолетов основными дополнительными расходами станут лизинговые платежи, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова. «По «Аэрофлоту» средняя сумма за лизинг в день, по нашим расчетам, составит около $14 тыс. Будут также затраты на плату за стоянку в аэропорту и страховку, но по сравнению с лизингом это несущественные суммы»,— резюмирует она. Общая недополученная выручка от простоя одного самолета «Аэрофлота», по подсчетам аналитика НРА Аллы Юровой, может достигать 3 млн руб. в день.