Безвоздушманы
Талибы распугали авиаперевозчиков
Смена власти в Афганистане повлияла на мировое воздушное сообщение, включая российские авиакомпании. «Аэрофлот» будет летать в Индию и Таиланд в обход страны, о поиске альтернативных маршрутов заявили и в грузовой AirBridgeCargo, которая доставляла через Афганистан грузы на Ближний Восток. Эксперты полагают, что изменение маршрутов мало отразится на времени перелета, а дополнительные расходы авиакомпаний составят несколько тысяч долларов на рейс.
Российские перевозчики начали корректировать маршруты на фоне прихода талибов (движение «Талибан» запрещено в РФ.— “Ъ”) к власти в Афганистане. Над страной, по данным “Ъ”, летали две российские авиакомпании: «Аэрофлот» и грузовой перевозчик AirBridgeCargo, входящий в ГК «Волга-Днепр».
Как подтвердил “Ъ” представитель «Аэрофлота» Михаил Демин, изменения коснутся двух рейсов из Москвы — в Дели и Бангкок. Индия из-за пандемии принимает только дипломатов и отдельные категории граждан, Таиланд же открыт для туристов.
«Действительно, временно, до нормализации обстановки, самолеты «Аэрофлота» будут облетать воздушное пространство Афганистана. Фактически ограничения касаются двух рейсов: Дели и Бангкок. И наше решение согласуется с позицией регулятора»,— пояснил господин Демин.
В Росавиации и Минтрансе не дали комментариев. Официально рекомендаций по Афганистану служба не выпускала.
В AirBridgeCargo изменят маршруты, ориентированные на ближневосточное направление. «На данный момент мы изучаем обстановку, и компания рассматривает все варианты, чтобы обеспечить максимальную безопасность своего персонала и сохранность грузов»,— сообщила “Ъ” пресс-секретарь «Волга-Днепр» Марина Исайкина.
По данным FlightRadar24, на 14 августа был запланирован рейс Utair UT9051 из Внуково в аэропорт Кабула. Данных о статусе полета на сервисе нет — в авиакомпании не стали комментировать эту информацию.
Источники “Ъ” в авиаотрасли говорят, что компания планировала вывозной рейс для сотрудников ООН из Кабула, который в итоге не был осуществлен.
Первыми авиакомпаниями, отменившими перелеты над Афганистаном, стали британская British Airways и немецкая Lufthansa («до дальнейшего уведомления»). Нидерландский перевозчик KLM предупредил пассажиров, вылетающих в Бангкок и Сингапур, что перелет займет более длительное время.
Экстренные изменения маршрутов могут означать серьезный дискомфорт для перевозчиков, отмечает глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Авиакомпании будут вынуждены заново подавать запросы на выполнение полетов, переоформлять разрешения, но нельзя сказать, что это невыполнимая задача — такой опыт перестроения маршрутов есть и у нас, и у международных перевозчиков»,— говорит он.
Теперь рейсы будут проходить через Таджикистан ближе к границе Китая, полагает эксперт, и изменения не окажут радикального влияния на длительность перелета.
По самой короткой траектории продолжительность полета Москва—Дели оценивалась в 4,36 тыс. км, облет удлинит трассу на 200 км, или 10–15 минут полетного времени, полагает господин Пантелеев. «Можно допустить, что потери в деньгах будут измеряться в нескольких тысячах долларов на рейс — это дополнительные расходы на топливо, оплату труда персонала и более продолжительное использование бортов»,— добавил он.
Агентство Reuters 16 августа сообщило, что управление гражданской авиации Афганистана рекомендует транзитным самолетам обходить воздушное пространство Кабула. После этого, по данным FlightRadar24, самолет Air India, направлявшийся из Чикаго в Нью-Дели, изменил маршрут сразу после входа в воздушное пространство Афганистана. На момент публикации в небе над Афганистаном находился единственный борт ВВС Турции, направлявшийся из Кайсери в Кабул.