Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Дым взят на карандаш

Дым взят на карандаш

Дым взят на карандаш

Онлайн-кинотеатры проиграли спор с Роскомнадзором

Газета «Коммерсантъ» №156 от 01.09.2021, стр. 10

Суд принял сторону Роскомнадзора в споре с онлайн-кинотеатрами относительно маркировок сцен курения. Ведомство оштрафовало крупнейшие видеоплатформы ivi, «Кинопоиск» и Megogo за демонстрацию курения без пометок о вреде табака. Платформы начали их маркировать в ряде трансляций, но настаивают, что в отличие от традиционных кинотеатров не обязаны это делать. В ivi обещают обжаловать решение суда. Юристы полагают, что пока видеосервисы не упомянуты в профильных законах, шанс оспорить позицию ведомства остается.

Арбитражный суд Москвы отказался отменить штрафы Роскомнадзора в адрес ivi и «Кинопоиска» за демонстрацию курения в фильмах на их платформах без пометки о вреде табака, обнаружил “Ъ” в базе суда. Решения были приняты 31 июля и 9 августа; мотивированное решение по иску «Кинопоиска» опубликовано 25 августа. Заявление об отмене такого же штрафа онлайн-кинотеатра Megogo оставлено без движения.

Заместитель гендиректора по правовым вопросам ivi Михаил Платов сообщил “Ъ”, что компания с решением суда не согласна и будет его оспаривать. В «Кинопоиске» на аналогичный вопрос ответить отказались, но уточнили, что маркируют проекты, снятые специально для платформы, например, сериал «Беспринципные», и ставят маркировку, если получают информацию о наличии таких сцен в других фильмах в своей библиотеке.

«При этом мы не обязаны показывать социальную рекламу о вреде потребления никотина, так как не являемся организатором демонстрации или вещателем»,— подчеркнул представитель «Кинопоиска».

В Megogo не ответили на запрос.

Управление Роскомнадзора по ЦФО в апреле привлекло эти онлайн-кинотеатры к ответственности за отсутствие социальной рекламы о вреде табака при демонстрации сцен курения (см. “Ъ” от 10 июня). Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма» с 2014 года обязывает вещателей и организаторов демонстрации предварять таким сообщением сцены с курением в фильмах, сериалах и др.

В мотивированном решении суда по заявлению «Кинопоиска» отмечается, что Роскомнадзор мониторил контент платформы с 2 по 18 марта и не обнаружил маркировок в 19 фильмах, где персонажи курили. В их число вошли «Красный воробей», «Тоня против всех», «Неадекватные люди» и др.

У онлайн-кинотеатров возник принципиальный спор с регулятором: они не относятся к вещателям, так как не имеют соответствующей лицензии, и не считают себя организаторами демонстрации, поскольку видео на платформе запускает пользователь, самостоятельно организуя трансляцию для личного или семейного просмотра. Поэтому онлайн-кинотеатры настаивали, что не обязаны соблюдать нормы для вещателей и организаторов демонстраций, и оспорили в суде штрафы Роскомнадзора, составившие 100 тыс. руб. для каждого.

Однако суд отклонил доводы о том, что ООО «Кинопоиск» как владелец одноименного видеосервиса не является вещателем или организатором демонстрации. Также суд не согласился с тем, что понятия «организатор демонстрации» и «демонстрация» в законах не раскрыты.

Распространение фильмов в интернете суд определил как «демонстрацию другими техническими способами», применив терминологию закона «О господдержке кинематографии», и тем самым признал «Кинопоиск» демонстратором фильмов, то есть обязанным транслировать рекламу о вреде курения, объясняет партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай.

Дым взят на карандаш

Кино должно отражать какую-то часть жизни, а в жизни люди курят

Однако, уточняет эксперт, закон «Об охране здоровья…» прямо не возлагает на владельца видеосервиса обязанность маркировать сцены курения, как и закон «Об информации…». Пока соответствующая обязанность владельцев аудиовизуальных сервисов прямо не установлена законом, полагает госпожа Тягай, нет оснований утверждать, что на них теперь распространен тот же режим, что и на офлайн-кинотеатры.

Анна Афанасьева

Крупнейшие онлайн-видеосервисы в России в первом полугодии 2021 года

Название Доля рынка по выручке (%)
ivi 24
«Кинопоиск HD» 14,1
Okko 15,4
Netflix 8,9
YouTube 7,9
Wink 6
Start 5,4
Megogo 5
«Амедиатека» 4,1
Другие 9,2

Источник: Telecom Daily.