Гидрографическое судно съедет на год
Структура «Росатома» объявит конкурс на его постройку в 2022 году
«Коммерсантъ» от 20.09.2021, 22:27
ФГУП «Гидрографическое предприятие» решило перенести на следующий год заказ судна за 7 млрд руб. после очередной неудачной попытки найти для него верфь. Третий по счету аукцион завершился в начале сентября отсутствием заявок, хотя затем в ФАС с жалобой обратилась турецкая верфь Kuzey — она подавала заявку, но та была отклонена площадкой. ФАС сочла жалобу необоснованной. Тем временем ФГУП намерено в следующий раз проводить не аукцион, а конкурс, а до тех пор за свой счет закажет технический проект судна, чтобы сэкономить будущему исполнителю время и постараться уложиться в срок сдачи в 2024 году.
ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в ГК «Росатом»), три раза безуспешно проводившее аукцион на строительство головного гидрографического лоцмейстерского судна ледового класса Arc7, закажет за собственные средства технический проект судна, а затем проведет конкурс на его строительство. Об этом заявил заместитель гендиректора по флоту «Гидрографического предприятия» Анатолий Массанюк во время конференции PortNews «Развитие ледокольного и служебно-вспомогательного флота», отвечая на вопрос модератора мероприятия Надежды Малышевой.
Конкурс на технический проект, по его словам, будет проведен «в ближайшее время», а конкурс на строительство самого судна — в следующем году.
ФГУП собирается построить судно на бюджетные средства, поэтому оно попадает под ФЗ-44 о госзакупках. Согласно этому закону, в конкурсе побеждает участник, предложивший наилучшие условия выполнения контракта, в числе которых не только цена. По результатам аукциона договор заключается с исполнителем, готовым выполнить заказ за меньшую стоимость.
Начальная максимальная цена контракта, предусматривающего бюджетное финансирование, составляла 7 млрд руб. со сдачей судна в 2024 году.
«Рынок не отреагировал на эту сумму»,— сказал господин Массанюк. Аукцион, итоги которого подводились 6 сентября, был признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок. Однако вскоре Мурманская стивидорная компания (МСК) от имени турецкой верфи Kuzey Star Shipyard подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Как следует из жалобы, Kuzey подавала заявку на участие в аукционе, но ее, по утверждению турецкой верфи, удалила Единая электронная торговая площадка (EЭТП), «запретив доступ к предоставленным документам заказчику». В тексте жалобы также говорится, что ЕЭТП утверждает, будто бы заявка была отозвана самим участником,— МСК это опровергает.
В «Гидрографическом предприятии» заявили, что если бы все документы были оформлены верно, то заявка была бы допущена. «В частности, ненадлежащим образом была оформлена банковская гарантия, и торговая площадка ее не пропустила»,— сказал господин Массанюк. Он также подтвердил, что ФАС рассматривала эту жалобу и отклонила ее. В ФАС сообщили “Ъ”, что сочли жалобу необоснованной, а «в действиях заказчика нарушений не установлено».
Отметим, что до этого несколько заказов на ледокольные суда в рамках госзаказа ушли на иностранные верфи, в том числе и к Kuzey (см. “Ъ” от 9 августа). Это, по данным “Ъ”, вызвало недовольство Минпромторга. При этом в пресс-службе «Гидрографического предприятия» “Ъ” сообщили, что в будущем конкурсе на строительство судна смогут принять участие зарубежные верфи.
Основное назначение будущего судна — проведение гидрографических исследований и обслуживание средств навигационного оборудования.
При этом на сегодня «Гидрографическое предприятие» располагает всего тремя судами, занимающимися навигационно-гидрографическим обеспечением в акватории Северного морского пути. Новое судно также, к примеру, планируется использовать для подводно-технических работ. А этот вид работ может войти в перечень тех, что можно будет проводить только построенными в России судами. Проект соответствующего постановления разрабатывает Минпромторг, однако документ пока получил отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия.