Играй и смотри
Дмитрий Шестоперов о конкуренции в развлечениях
Газета «Коммерсантъ» №128 от 23.07.2021, стр. 7
На днях Netflix подтвердил, что займется созданием игр — сначала мобильных, а там как пойдет. Их включат в подписку сервиса. Новость нельзя назвать неожиданной, особенно помня высказывание CEO компании Рида Хастингса о том, что она конкурирует больше с игрой Fortnite, чем с видеоплатформой HBO. По данным Telecom Daily, за год Netflix увеличил долю на рынке видеосервисов в России до 8,4% в деньгах. По разным оценкам, аудитория компании составляет около 1 млн человек. Это внушительные цифры для иностранного сервиса, который начал русифицироваться не так давно. Однако играют на всех платформах в РФ, по данным Newzoo, 74 млн человек, так что у Netflix есть шансы существенно расшириться. Тем более что российские видеосервисы вряд ли составят конкуренцию.
В целом на рынке бытует мнение, что его ключевые игроки в лице ivi, «Кинопоиска» «Яндекса» и принадлежащего Сбербанку Okko сосредоточены на производстве контента, так что игровое направление вряд ли в ближайшие годы станет приоритетным. Сказывается и жанровая специфика — если игры будут дополнять и продолжать сериальные сюжеты, то субъективно превалирующие у наших платформ драмы и комедии для этого меньше подходят. По данным Netflix, у него наиболее востребованы боевики, фантастика и аниме, которые больше укладываются в геймерскую специфику.
Если российские видеоплатформы все же перейдут от наблюдения за конкурентом к шагам в сторону игрового сегмента, менее затратным для них может стать формат партнерств с дистрибуторами игр. По моей информации, такие проекты можно ожидать в ближайшее время прежде всего с сервисами облачного гейминга. Они позволяют играть с устройств любой мощности, поскольку вся обработка данных происходит удаленно.
Если компании решат заняться самостоятельной разработкой игр, они, вероятно, смогут преодолеть только первый рубеж, зайдя в мобильный сегмент. Дело в том, что Россия исторически сильна мобильными разработчиками и мобильными играми. А вот разработчиков ПК-игр скорее не хватает, потому что по-настоящему высокобюджетные проекты требуют больших денег, экспертизы и громкого имени самой студии.
Так что даже если российские видеосервисы решат последовать примеру Netflix, реализовать идею может быть непросто. Только один игрок на рынке выглядит для этого перспективно и уже проявляет деятельный интерес к геймингу — это владеющий Okko Сбербанк, не так давно учредивший SberGames. Ему, по словам одного из моих собеседников, будет гораздо проще интегрировать это направление со своим онлайн-кинотеатром, если Netflix продемонстрирует значительный успех нового начинания. Компания уже готовит собственный сервис облачного гейминга, который при желании без проблем можно будет интегрировать в Okko.