Маркетплейсы не пролезают в смартфоны
Отрасль выступила против их предустановки
Предложения Минцифры включить в перечень софта для предустановки на смартфоны маркетплейсы вызвали протест потребителей и бизнеса. Участники рынка полагают, что критерии отбора написаны исключительно под Wildberries и угрожают конкуренции. А представители потребительского сообщества опасаются, что бизнес потеряет стимул бороться за аудиторию. В Wildberries уверены, что противники инициативы пытаются оказать «незаконное давление на регулятора».
Организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) обратилась к замглавы Минцифры Максиму Паршину с просьбой изменить критерии для предустановки приложений для онлайн-торговли или полностью отказаться от этой инициативы. Копия письма есть у “Ъ”, отправку подтвердил председатель ОПИ Олег Павлов.
Закон о предустановке отечественного софта на мобильные устройства вступил в силу 1 апреля и призван повысить востребованность российских приложений. В список вошли приложения Mail.ru Group, «Яндекса», «Лаборатории Касперского», «МойОфис», «Госуслуг», платежной системы «Мир».
Сейчас Минцифры разработало проект постановления правительства, предлагая дополнить перечень приложением для чтения электронных книг, видеоконференций, сервисом для прослушивания радио и музыки, а также интернет-ритейлером. В документе, копия которого есть у “Ъ”, конкретные наименования не указаны, но определены критерии. Так, маркетплейс должен иметь максимальное число пользователей, занимать первое место в России по обороту и количеству продавцов.
Собеседники “Ъ” на рынке e-commerce уверены, что критерии «написаны под Wildberries», а сам маркетплейс остается фактически единственной компанией, которая инициативу поддерживает.
Действительно, Wildberries — крупнейший игрок на рынке e-commerce. По итогам первой половины 2021 года оборот площадки увеличился на 70%, до 303 млрд руб. год к году, там работало 234 тыс. продавцов. По словам одного из собеседников “Ъ”, одним из аргументов Wildberries в поддержку предустановки стал тот факт, что в уже включенном в перечень приложении «Яндекса» встроен «Яндекс.Маркет».
В ОПИ отмечают, что по текущим критериям доступ к предустановке получают только приложения агрегаторов, но не продавцов, а объем продаж может достигаться за счет существенной доли иностранной продукции, что не отвечает целям поддержки отечественных производителей. Навязывание конкретного агрегатора лишает бизнес стимула бороться за лояльность аудитории и грозит деградацией рынка, предупреждают в организации.
Участники рынка e-commerce также выступают против поправок. В Российской ассоциации электронных коммуникаций считают, что предустановка станет «субсидией на маркетинговые расходы для конкретного игрока». Управляющий директор Ozon Сергей Беляков отметил, что предустановка какого-либо софта в принципе может создать искусственные преимущества, обесценивает инвестиции игроков в развитие рынка и подрывает основы конкуренции.
Не поддерживают инициативу и в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). «Именно сильная конкуренция способствует тому, что наши компании создают качественные продукты и сервисы»,— говорит президент АКИТ Артем Соколов.
Вице-президент по связям с государственными органами «AliExpress Россия» Сергей Лебедев добавляет, что в отрасли электронной коммерции уже более 80% рынка занимают российские компании, тогда как целью инициативы было предоставить конкурентные преимущества отечественным производителям софта в сравнении с иностранными.
Между тем в Wildberries заявили “Ъ”, что предустановку российского софта пытаются блокировать компании, которые боятся «открытого честного конкурса или не могут участвовать в нем из-за иностранных владельцев».
«На наш взгляд, подобное давление на решения госведомств является незаконным и должно расследоваться»,— подчеркнул представитель площадки. В Минцифры заявили “Ъ”, что письмо ОПИ пока не получили, а проект постановления обсуждается с широким кругом экспертов на площадке аналитического центра при правительстве.