Наценменьшинства
ФАС отрегулирует магазинам цены на базовые продукты питания
Газета «Коммерсантъ» №149 от 21.08.2021, стр. 2
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и крупнейшие торговые сети близки к завершению спора относительно наценок в рознице. Антимонопольный орган получит от сетей информацию о закупочных и полочных ценах на 25 базовых продуктов питания, на которые сети также могут установить диапазон «справедливых» наценок. Аналитики и участники рынка опасаются расширения регулирования, при котором поставщики могут отказаться от производства нерентабельных товаров.
Крупнейшие торговые сети будут предоставлять ФАС информацию о закупочных и полочных ценах на ряд продуктов для анализа наценок. Вопрос обсуждался на совещании в ФАС 19 августа, рассказали “Ъ” источники на рынке. По их словам, мониторинг затронет 24 наименования социально значимых продуктов (мясо, рыба, молоко, яйца, крупы, соль, чай, хлеб и др.), а также свеклу. ФАС также предлагает сетям установить диапазон «справедливых» наценок на эти продукты, добавляет источник “Ъ”. В ФАС на вопросы не ответили.
В прошлую пятницу ФАС провела внеплановые проверки в отношении Х5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), сетей «Лента» и «Магнит». Как уточняла служба, причиной стали поступающие обращения с информацией о росте цен, а цель проверок — недопущение необоснованного повышения стоимости социально значимых продуктов. Как рассказывали источники “Ъ”, в тот же день в ФАС прошло совещание с представителями сетей, на котором чиновники указывали, по их мнению, на завышенные наценки на отдельные товары, а также обсуждались варианты действий по корректировке наценок.
ФАС действует в рамках поручения президента РФ Владимира Путина о представлении квартальной отчетности по ценам на продукты, говорят источники “Ъ”. По словам одного из них, служба должна отчитаться о работе 1 сентября, затем планируется, что отчет о мониторинге станет ежеквартальным. ФАС становится уже третьим субъектом, который собирает данные по ценам: помимо Росстата сети регулярно отправляют информацию о динамике в Минпромторг, говорит собеседник “Ъ”. По его словам, исходя из текста поручения, мониторинг планировался по всей цепочке, но пока известно только о проверках в торговых сетях. В Х5, «Ленте» и «Магните» комментарий не предоставили.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов поясняет, что по социально значимым продуктам покупатель определяет общий уровень цен в магазинах, потому сети стараются держать на них небольшую наценку. «В этом их интересы с ФАС совпадают»,— отмечает он. Риски подобной схемы господин Ибрагимов видит в возможном переходе от мониторинга к регулированию. По его словам, у производителей издержки растут, а без возможности индексировать отпускные цены компании могут отказаться от выпуска нерентабельного ассортимента, что в итоге приведет к дефициту и еще большей инфляции на полке.
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков говорит, что ассоциация положительно относится к повышению прозрачности рынка и ценообразования в том числе. Но, подчеркивает он, вопрос наценки не так прост. «В розничной цене товара «зашито» множество составляющих: стоимость доставки до торговой точки, аренда в том или ином регионе, тарифы на ЖКХ. Как с учетом данных факторов будут делаться выводы о «приемлемости» той или иной наценки, и главное, какие санкции в итоге будут применяться к тем сетям, кто ее, по мнению регулятора, сильно завышает,— вопрос»,— рассуждает господин Востриков. По его словам, также непонятно, решит ли этот подход проблему высоких цен на продукты для населения.
Альтернативой может быть выстраивание добросовестных правил игры на рынке, считают в «Руспродсоюзе». Это длинные договора поставки с расписанным и согласованным планом заказов, возможность оперативного изменения цен при объективных причинах, полное искоренение оплаты за введение товара в сеть, отмена псевдоштрафов, перечисляет Дмитрий Востриков. По словам собеседника “Ъ” в крупном производителе, если сети будут контролировать наценку на часть продуктов, то смогут больше зарабатывать на другом ассортименте, а эффект на полочных ценах будет ограниченным. Опасность здесь в усилении регулирования по примеру Белоруссии, где государство контролирует наценку на социально значимые продукты на всех этапах, указывает он.