Платежные системы разошлись на Wildberries
Какие претензии возникли у Visa и Mastercard к ритейлеру
«Коммерсантъ FM» от 18.08.2021, 11:53
Конфликт между иностранными платежными системами и крупнейшим российским онлайн-ритейлером может закончиться крупным судебным разбирательством. Во вторник компании Visa и Mastercard заподозрили Wildberries в недобросовестной конкуренции. Там утверждают, что после пересмотра ценообразования магазин стал брать дополнительную комиссию с держателей иностранных карт. В Wildberries утверждают, что не вводили дополнительные сборы, а лишь сделали двухпроцентную скидку для тех, кто расплачивается за товары с помощью российских платежных систем. Хотя в компании позже заявили, что готовы к переговорам с Visa и Mastercard. Собеседники “Ъ FM” отмечают, что в целом введение скидок выглядит логичным, но Wildberries не помешало бы подробно объяснить, откуда они берутся. Тему продолжит Владислав Викторов.
С понедельника онлайн-ритейлер Wildberries ввел новые ценовые условия. Те, кто платит за товары с помощью карты «Мир», Системы быстрых платежей или сервиса SberPay, получают скидку в 2%. Это заставило заволноваться представителей зарубежных платежных систем. В Visa и Mastercard посчитали, что ритейлер не снизил цену для тех, кто использует российские карты, а, наоборот, повысил на 2% стоимость товаров для держателей иностранных карт.
Могут ли приватизировать НСПК
Такой подход нарушает права потребителей, поэтому Visa начала расследование, сообщил представитель международной платежной системы в России Кирилл Агеев: «В компании Visa обеспокоены решением Wildberries начать взимать комиссию при оплате за товары по картам Visa в России. Мы выступаем против такой практики, поскольку убеждены, что такие действия негативно сказываются не только на потребителях, но и на самом бизнесе. Мы убеждены, что у потребителей должны быть возможности выбирать наиболее удобный для себя способ оплаты».
Wildberries все претензии категорически отвергает. Как пояснил “Ъ FM” представитель онлайн-ритейлера Валерий Прокопьев, речь не идет о дополнительных платежах. Формально цена товара не изменилась. Но за счет того, что российские платежные системы берут меньшую эквайринговую комиссию с продавца, чем иностранные конкуренты, у Wildberries появилась возможность просто предоставить покупателям дополнительную скидку.
«В стоимость товара входит и услуга трансакции, которую получает сама платежная система. Но размеры платежных комиссий у систем разные, и несправедливо, что покупатели не могли раньше экономить, просто выбрав другую платежную систему. Теперь наши пользователи видят, из чего складывается цена на товар, и как они могут дополнительно сэкономить при покупках на Wildberries»,— заявил Прокопьев.
Какие новые возможности появились у Wildberries
С точки зрения выгоды для онлайн-ритейлера предоставление дополнительных скидок пользователям российских платежных систем выглядит логично, отмечает председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алма Обаева. «Wildberries этот клиент обходится дешевле, «Мир» для меня дешевле, и я начинаю увеличивать объем этого приема. А как я могу увеличивать его, если не стимулировать рост применения этого инструмента? И народ начнет платить тем, что дешевле, разве нет?»— рассуждает Обаева.
Однако председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов сомневается, что разница эквайринговых комиссий иностранных и российских платежных систем составляет 2%. Он считает, что для предоставления скидок у ритейлера должна быть конкретная мотивация: «Например, если вы едете в метро по карте «Мир» и получаете скидку, там все понятно — там есть договор между метрополитеном и НСПК, в котором четко прописано, кто получает, какая практическая целесообразность у этого действия. Я подозреваю, что у Wildberries такого договора нет.
И у Visa есть шанс показать, что это не скидка, а на самом деле скрытая наценка. Поскольку история уже раскрутилась, ее просто так не замять».
“Ъ FM” обратился к представителям НСПК, которая выступает оператором системы «Мир», с вопросом, есть ли у них соглашения с Wildberries о предоставлении скидок держателям карт. Но комментарий НСПК не предоставила. А к вечеру вторника ритейлер заявил, что готов к переговорам с Visa и Mastercard, но пока не получал от них предложений.
На ситуацию отреагировали и в Федеральной антимонопольной службе. Там отметили, что причин вмешиваться в ситуацию нет, поскольку Wildberries не занимает доминирующее положение на рынке. И как говорит партнер юридической компании FBK Legal Сергей Ермоленко, это звучит логично: «Если мы исходим из того, что Wildberries не доминирует на рынке, то здесь просто антимонопольного состава никакого не найдется. Предположим, завтра какой-то магазин просто самостоятельно решит, мол, я хочу для иностранной платежной системы сделать наценку на товары.
Если они считают, что они таким образом что-то нарастят, выручку или, не знаю, лояльность со стороны государства, то окей. Но они при этом потеряют часть клиентов, которые пользуются иностранными платежными системами».
И тут стоит напомнить, что оператор российской платежной системы (НСПК) пока принадлежит Центробанку, несмотря на слухи о скорой приватизации. Последние годы власти активно пытаются стимулировать людей использовать карты «Мир». И на фоне этого они вряд ли станут мешать одному из крупнейших ритейлеров продвигать отечественный сервис.