Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Продукты разложат по фургонам

Продукты разложат по фургонам

Продукты разложат по фургонам

Готовится первый проект онлайн-дискаунтера

Газета «Коммерсантъ» №144/П от 16.08.2021, стр. 10

В растущем сегменте дискаунтеров может появиться первый онлайн-проект. Основатель сети киосков еды DC Daily Илья Филимонов в сентябре планирует запустить сервис доставки продуктов экономсегмента, предполагающий получение заказа в фургоне в определенное время. За год предполагается выйти на оборот 200 млн руб. в месяц. Эксперты считают, что проект долгое время будет убыточным, а договориться с производителями о прямых закупках по низким ценам окажется сложно.

Илья Филимонов, развивавший сеть киосков с готовой едой DC Daily в партнерстве с Delivery Club, рассказал “Ъ”, что запускает онлайн-дискаунтер «Dоброdел». Принадлежащее господину Филимонову ООО «О2О Ритейл» подало заявку на регистрацию товарного знака в июне 2021 года. Модель предполагает доставку со склада через мобильное приложение. В сентябре планируется запуск в Одинцово, затем — в остальном Подмосковье, Москве, Петербурге и Екатеринбурге. В ассортимент войдет 400–500 наименований, включая продукты питания, бытовую химию, детские товары, средства гигиены. Сейчас идут переговоры с рядом производителей о прямых закупках.

Для доставки и выдачи товаров будут использоваться фургоны, которые должны останавливаться в радиусе 1 км от клиентов несколько раз в неделю и смогут выдавать до 200 заказов в утреннем и вечернем интервалах. По словам Ильи Филимонова, отказ от аренды торговых площадей, небольшая потребность в персонале и прямые закупки позволят снизить цены на 30%, что дешевле, чем в сетевых магазинах и сервисах доставки «до двери». За год предприниматель планирует выйти на оборот 200 млн руб. в месяц. Объем инвестиций не раскрывается.

Дискаунтеры — один из самых быстрорастущих форматов в российском ритейле. По оценкам Infoline, к 2025 году доля сегмента в продуктовой рознице в деньгах увеличится с 2,7% до 4,5%. Так, выручка крупнейшего игрока в сегменте — «Светофора», управляющего более 2,2 тыс. магазинов с ассортиментом до 2 тыс. позиций,— в 2020 году выросла на 38,8%, до 189 млрд руб., подсчитывали аналитики.

Собственную доставку дискаунтеры не развивают. «Светофор» предлагает лишь услугу самовывоза и заказа через сервисы такси. В Москве и Петербурге это обойдется в 150–400 руб. в зависимости от километража, сказано на сайте сети.

Принципал фонда Phystech Ventures Анна Гишко отмечает, что речь идет о модели click & collect, востребованной во многих странах мира, так как позволяет потребителю экономить деньги на логистике и времени при ожидании курьера. В США оборот в этом сегменте в 2020 году вырос на 107%, до $72 млрд год к году, наибольшую долю в click & collect занимает Walmart, отмечает эксперт. По мнению госпожи Гишко, в России эта модель также будет востребована, особенно в городах, где не так много сетевых магазинов, как в Москве. Но могут быть сложности с выстраиванием ассортиментной матрицы с минимальными списаниями, высокая доля которых может убить экономику всего проекта, а также со скоростью его развития, поясняет она.

Партнер аналитического агентства Data Insight Федор Вирин указывает, что сборка и доставка в любом виде сегодня неизбежно увеличивают стоимость продуктов, поэтому дискаунтеры к ней и не прибегают. По его словам, онлайн-проект в сегменте долго будет терять деньги, а выход на точку безубыточности возможен лишь при достижении определенного уровня плотности заказов, что возможно только на рынках крупнейших городов.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров сомневается, что только оптимизация логистики позволит держать цены на 30% ниже средних розничных. Производители также вряд ли будут заинтересованы в поставках небольших объемов с минимальными наценками, добавляет он. В X5 Group (развивает в том числе сеть дискаунтеров «Чижик») говорят, что пока тестируют основные гипотезы офлайн-магазина для формирования итоговой модели и вводить в ближайшее время доставку не планируют.

Анатолий Костырев