Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Росатому» установили токсичный тариф

«Росатому» установили токсичный тариф

«Росатому» установили токсичный тариф

ФАС рассчитала госкорпорации прибыль от утилизации отходов

Газета «Коммерсантъ» №147 от 19.08.2021, стр. 7

ФАС не учла всех пожеланий «Росатома» при расчете предельного пятилетнего тарифа на вывоз и переработку токсичных отходов. Служба предлагает установить гарантированную прибыль госкорпорации на уровне 5%, хотя «Росатом» рассчитывал на 10%. Но тариф покроет все затраты госкорпорации на доставку и переработку отходов, ремонт и строительство новых объектов. Регулятор сможет увеличить тариф, если госкорпорация соберет меньше отходов, чем планировала. Эксперты ждут конечных расчетов госкорпорации и предупреждают, что при слишком высокой цене переработки компании будут просто скрывать токсичные отходы.

Гарантированная годовая прибыль «Росатома» от вывоза и переработки токсичных отходов составит лишь 5%, следует из проекта постановления правительства ФАС, опубликованного на regulation.gov.ru. Проект определяет правила образования предельного тарифа единого оператора по обращению с токсичными отходами самых высоких классов опасности — первого и второго.

«Росатом» начнет выполнять функции оператора с 2022 года. Пока эта деятельность не регулируется, и отходы вывозят частные компании по договорной цене. Максимальный тариф будет рассчитываться на пять лет до конца 2026 года и будет ежегодно индексироваться на уровень инфляции. «Росатом» должен направить свои ценовые предложения до 1 декабря текущего года.

К отходам первого и второго классов опасности относятся 444 вида отходов, например свинцово-кислотные аккумуляторы, батарейки, ртутьсодержащие отходы, люминесцентные лампы, органические горючие отходы и др. По официальной статистике, в РФ образуется до 400 тыс. тонн таких отходов в год, только 1,5% перерабатываются и обезвреживаются. В основном токсичные отходы образуются у транспортных компаний, на химических и металлургических предприятиях.

«Росатом» направлял свои предложения по расчету тарифа летом 2020 года. Тогда первый заместитель гендиректора госкорпорации Кирилл Комаров писал письмо в ФАС с просьбой установить расчетную предпринимательскую прибыль на уровне 10% (см. “Ъ” от 9 июля 2020 года). В ФАС пояснили “Ъ”, что «в целом выступают за оптимизацию затрат в тарифах и введение общих правил регулирования тарифов во всех сферах регулируемой деятельности (предпринимательская прибыль в тарифе в других сферах составляет 5%)».

При этом остальные пожелания «Росатома» в основном учтены. Так, в тариф будут включены все капитальные расходы госкорпорации на объекты по переработке отходов. «Росатом» оценивал свои затраты только на строительство семи перерабатывающих комплексов и систему учета в 36 млрд руб. Кроме того, в тариф будут включены расходы «Росатома» на услуги операторов-подрядчиков, которые будут транспортировать и утилизировать отходы. Тариф будет гибким, а также будет учитывать недополученные доходы, если «Росатом» вывез меньше отходов, чем планировал. Плановый необходимый объем отходов будет рассчитываться сначала на основе государственной статистики, а затем — на основе данных платформы «Росатома» (ФГИС ОПВК). На платформе «Росатом» будет выбирать субподрядчиков на вывоз и переработку. Источники “Ъ” в отрасли говорят, что на платформе невозможно увидеть цену победителя таких конкурсов, что делает систему выбора «непрозрачной».

В «Росатоме» сообщили “Ъ”, что проект ФАС «позволит сформировать экономически обоснованный размер тарифа», но предполагаемых оценок самого тарифа не предоставили. В Минприроды перенаправили запрос “Ъ” в ФАС. В ФАС сказали, что «экономически обоснованный тариф будет складываться из статей расходов, которые предусмотрены проектом постановления, в том числе расходов на инвестиционную программу».

Предлагаемый документ полностью исключает для «Росатома» все риски, говорит директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. Он напоминает, что в 2018 году «Росатом» представлял в правительство обосновывающие материалы, в которых стоимость утилизации составляла 66,3–88,4 тыс. руб. за тонну отходов первого класса и 27,3–35,8 тыс. руб.— за тонну отходов второго класса. «Вызывает интерес, насколько процентов или во сколько раз традиционно вырастет эта цифра»,— отмечает господин Моргунов. Иван Блоков из «Гринписа» добавляет, что «оценить объем образующихся отходов в России невозможно», а «если предложенный тариф окажется очень высоким, есть риск, что компании начнут скрывать опасные отходы, маскируя их под другие классы опасности».

Полина Смертина, Анна Васильева