Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Российский интеллект оценят за рубежом

Российский интеллект оценят за рубежом

Российский интеллект оценят за рубежом

Партнером МТС по развитию технологии стал американский бизнес-инкубатор Plug and Play

Газета «Коммерсантъ» №164/П от 13.09.2021, стр. 10

Центр искусственного интеллекта (ИИ) МТС заключил соглашение с акселератором из Кремниевой долины Plug and Play, который инвестировал в Google, PayPal и другие IT-компании. Партнеры рассчитывают, что сотрудничество даст российским стартапам доступ к западным инвестициям и экспертизе, а Plug and Play — выход в Россию. Сам оператор планирует вложить в ИИ-стартапы $100 млн до 2023 года. Развитием нейросетей активно занимаются и конкуренты МТС. По мнению экспертов, тема стала популярной, поскольку улучшает имидж компании в глазах инвесторов.

Представители центра искусственного интеллекта МТС и бизнес-инкубатора Plug and Play рассказали “Ъ”, что 1 сентября заключили соглашение. По нему стартапы акселератора МТС в области ИИ смогут пройти обучение в Plug and Play, а также получить инвестиции от его партнеров по всему миру. Головной офис Plug and Play находится в Кремниевой долине, акселератор известен вложениями, например, в Google, PayPal, Landing Club. Сеть компании насчитывает более 40 тыс. стартапов и 500 партнеров.

Сотрудничество с Plug and Play позволит центру расширить свои контакты с ИИ-стартапами в мире, надеются в МТС. Для Plug and Play сделка с МТС — возможность подключить крупного российского игрока к своей сети, отмечают в инкубаторе.

Центр развития ИИ МТС открылся в 2017 году, одной из первых его разработок стал голосовой помощник «Марвин». В октябре 2020 года компания изменила стратегию в области ИИ, заявив о намерении разрабатывать продукты для международного рынка и планах по привлечению внешних инвестиций.

МТС ищет проекты в области обработки естественного языка, поведенческой и предиктивной аналитики, создания цифровых двойников, распознавания и обработки изображений. Они могут претендовать на инвестиции до $100 тыс. Всего МТС планирует вложить в ИИ-стартапы $100 млн до 2023 года, уточнили в компании. В марте МТС уже инвестировала около $10 млн в производителя AI-чипов для «умных устройств» Kneron.

По данным IDC, объем российского рынка ИИ по итогам 2020 года составил $291 млн, расходы коммерческих и государственных организаций на это направление выросли на 22,4% в сравнении с 2019 годом. По прогнозу, к 2024 году рынок достигнет $555 млн. Помимо МТС развитием направления занимаются «Вымпелком», «МегаФон», Сбербанк, «Яндекс», Mail.ru Group и другие.

Исполнительный вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса «Вымпелкома» Евгений Черешнев говорит, что для компании ИИ входит в топ-3 направлений в области инноваций, «мы развиваем технологии компьютерного зрения, применяем ИИ для автоматизации и систематизации процессов, а также в геоаналитике». Что касается инвестиций, отметил он, в случае с ИИ трудно посчитать стоимость разработки, но это точно несколько миллиардов рублей в год.

Заявленные МТС вложения в размере $100 млн внушительны с учетом того, что речь идет об акселераторе, а это посевная стадия, отмечает основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьев.

«Особенно большой сумма выглядит для российского рынка, средний seed stage (посевной) раунд здесь от $500 тыс. до $1 млн. В Европе обычно говорят о $1–2 млн, в США — о $3–5 млн. Так что для МТС это вызов»,— считает господин Соловьев, подчеркивая, что речь идет только о намерениях.

Если еще недавно многие крупные компании имели расплывчатое представление об ИИ, то сейчас они хорошо знают, что именно им нужно, полагает совладелец компании «Ланит-Теркома» (входит в группу «Ланит») Владимир Уфнаровский. По его словам, зарубежные инвесторы часто интересуются сложными задачами в области компьютерного зрения: работой со складскими запасами, визуальным позиционированием, дефектоскопией.

По мнению управляющего партнера коммуникационного агентства B&C Марка Шермана, инвестиции в искусственный интеллект становятся глобальным трендом, который влияет на восприятие компании в глазах инвесторов, поскольку так она демонстрирует, что вкладывается в востребованные технологии.

Татьяна Исакова