С пропан-бутана сбили цену
Топливо подешевело на бирже
Газета «Коммерсантъ» №146 от 18.08.2021, стр. 9
Биржевые цены на сжиженный углеводородный газ, взлетевшие до исторических максимумов после аварии на заводе «Газпрома» в Новом Уренгое, перешли к устойчивому снижению. Последние четыре дня стоимость СУГ на бирже сокращалась, достигнув 17 августа 49 тыс. руб. за тонну. Такая динамика объясняется тем, что основные производители сняли крупные объемы товара с экспорта, перенаправив его на внутренний рынок. Но, полагают эксперты, в любой момент понижательный тренд может смениться.
Стоимость сжиженных углеводородных газов (СУГ) на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) за последнюю неделю снизилась на 8% с пиковых значений 11 августа. Тогда она достигла 53,3 тыс. руб., что является абсолютным максимумом с начала биржевых торгов, на фоне аварии на заводе «Газпрома» по подготовке конденсата. К 17 августа цена снизилась до 49 тыс. руб. в европейской части страны (почти на 2% к предыдущему дню). На базисе Урал и Сибирь падение оказалось еще сильнее: на 5,3%, до 46,1 тыс. руб. за тонну. Источник “Ъ” отмечает, что меры, принятые участниками рынка, позволили стабилизировать ситуацию и не допустить дальнейшего роста цен на фоне сокращения поставок широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) с завода «Газпрома». В то же время он сомневается, что снижение цены будет происходить долго.
Цена на пропан-бутан активно росла с начала года, а к августу с начала мая этот продукт подорожал более чем на 50%. Основной причиной стало превышение спроса над предложением с учетом высокого сезонного потребления на фоне сокращения добычи в рамках сделки ОПЕК+, а также ухода на ремонт части поставщиков. Но до рекордных показателей стоимость СУГ взлетела после 5 августа, когда произошла авария на Уренгойском заводе «Газпрома» по подготовке конденсата, из-за чего временно почти полностью остановились поставки сырья на Сургутский завод по стабилизации, где выделяют более легкие фракции — СУГ и ШФЛУ. Это, по оценкам экспертов, могло сократить поставки на российский рынок на 15%. К тому же Сургутский базис исторически был одним из основных для секции торговли СУГ на СПбМТСБ, так что снижение объемов продаж немедленно отразилось на цене торгов. Сразу после аварии в правительстве порекомендовали производителям перенаправить объемы с экспорта на внутренний рынок. В Минэнерго 10 августа сообщали, что поставщики развернут с экспорта на внутренний рынок около 40 тыс. тонн СУГ.
В СИБУРе “Ъ” сообщили, что в августе компания полностью остановила экспорт СУГ. Также поставщик намерен нарастить объемы биржевых продаж. В «Газпроме» не предоставили комментарий.
Глава Центра отраслевых исследований Андрей Костин отмечает, что производители СУГ могут перенаправить с экспорта только спотовые объемы, продолжая выполнять долгосрочные контракты.
По его мнению, тренд на снижение цены может закончиться в любой момент при изменении баланса на рынке. В то же время, говорит он, для экспортных рынков сокращение поставок из России не станет серьезной проблемой, так как в Западной Европе поставки российского СУГ не занимают существенной доли, а в Восточной Европе их снижение совпадет с окончанием сезона высокого спроса. Эксперт поясняет, что в основном СУГ в качестве топлива используют такси и, когда завершается туристический сезон, спрос на него падает. К тому же компенсировать сокращение продаж из России могут страны СНГ, в частности Казахстан, где это топливо сейчас стоит существенно меньше, чем в России.