«Сбер» приставился к ТВ
Выход компании на этот рынок простимулировал его рост
Газета «Коммерсантъ» №149/П от 23.08.2021, стр. 10
Рост продаж приставок для Smart TV в России в первом полугодии ускорился вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подсчитали в «М.Видео-Эльдорадо». Увеличение спроса ритейлер связывает с выходом в сегмент Сбербанка, который по итогам полугодия занял второе место после Xiaomi, а также продолжающимся эффектом ограничений из-за пандемии. Эксперты сомневаются в адекватности оценок ритейлера, полагая, что с учетом продаж операторских приставок топ брендов будет отличаться, но согласны с тем, что сегмент в целом быстро растет и тенденция сохранится.
“Ъ” ознакомился с отчетом группы «М.Видео-Эльдорадо», посвященным продажам в России телевизоров Smart TV и приставок с такой функцией в первом полугодии. Из него следует, что продажи приставок выросли в штуках на 126%, превысив 260 тыс., что сопоставимо с продажами веб-камер, кондиционеров или роботов-пылесосов. Рост ускорился: в первой половине 2020 года он составлял 64%.
В группе подчеркнули, что Сбербанк, запустивший свою приставку SberBox только в октябре 2020 года, по итогам первого полугодия 2021 года занял сразу второе место по объему продаж, сместив Apple. Лидерство в сегменте сохранил китайский Xiaomi, третье место занял бренд Rombica, четвертое — Apple, а пятое — IconBit.
По мнению аналитиков ритейлера, выход на рынок Сбербанка стал одним из драйверов рынка наряду с антиковидными ограничениями. Взлету сегмента также способствовало снижение цен: средняя стоимость приставки за год снизилась на четверть, до 4,3 тыс. руб., отмечается в отчете.
На продажах сказывается и фактор сезонности, добавляет директор по технологиям и продукту «МТС Медиа» Федор Ежов: «Весенний и летний период связаны с частыми поездками за город, что и могло послужить причиной массовых подключений OTT-приставок».
Старший вице-президент по новым цифровым поверхностям Сбербанка Константин Круглов отметил, что цена SberBox «ниже, чем у конкурентов, даже в категории обычных ТВ-приставок». По его мнению, доля категории смарт-приставок на рынке будет расти. «Будут появляться новые игроки, как это в свое время произошло с умными колонками, которые стали самой динамично растущей группой устройств»,— полагает он. «Для экосистем подобные устройства крайне важны, так как именно вокруг них они выстраивают систему сервисов»,— отметил директор департамента ТВ и контента Jason & Partners Consulting Дмитрий Колесов.
По оценке аналитика акселератора Fintech Lab Сергея Вильянова, демпинговать по цене в сегменте ТВ-приставок, где и так невысокие цены, непросто: «Либо «Сбер» экономит на качестве, либо продает себе в убыток». По его мнению, никаких заметных преимуществ устройство компании по сравнению с конкурентами не имеет.
Оценки «М.Видео» не учитывают продажи мобильных операторов, которые, по сути, с переходом на IP TV являются лидерами рынка умных приставок, а также покупки приставок в интернет-магазинах вроде Ali Express, которые точно составляют несколько десятков тысяч в год, уточняет руководитель Content Review Сергей Половников. «С учетом всего рынка я не верю, что Сбербанк вышел на второе место в этом сегменте»,— отмечает он.
Оценка продаж в штуках и топ брендов будет выглядеть по-другому, если учитывать приставки, которые продаются сотовыми операторами, согласен гендиректор TelecomDaily Денис Кусков: «Но тренд на рост рынка Smart TV в целом очевиден».
В связи с новой волной пандемии коронавируса в 2021 году во многих регионах сохранялись ограничения, связанные с развлечениями вне дома, это и стало одной из основных причин роста, полагает он. Но в дальнейшем, уверен господин Кусков, скорее будет ускоряться рост продаж телевизоров со встроенной функцией Smart TV, а вот «умные приставки» вряд ли продолжат расти так же быстро.