Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Срочное устранение аварийного

Срочное устранение аварийного

Срочное устранение аварийного

Владимир Путин предложил найти в бюджете на расселение еще 45 миллиардов

Газета «Коммерсантъ» №151 от 25.08.2021, стр. 2

Власти готовы начать новый этап программы ликвидации аварийного жилья. Не дожидаясь завершения расселения домов, признанных аварийными на 1 января 2017 года, Владимир Путин во вторник предложил включить в программу и жилье, объявленное аварийным к началу этого года. Речь идет об 11 млн кв. м — на ликвидацию этого фонда в 2022–2024 годах планируется выделить 45 млрд руб. Эксперты отмечают остроту проблемы и то, что для ее решения необходимо наращивать объемы привлечения в программу частных средств.

Программу ликвидации аварийного жилищного фонда планируется существенно расширить — как заявил во вторник на съезде «Единой России» Владимир Путин, теперь планируется расселить и жилье, признанное аварийным к 1 января 2021 года. «В качестве первоочередного шага предлагаю выделить на эти цели 45 млрд руб. из федерального бюджета»,— объявил президент, попросив участников съезда (видимо, предположив, что все они наполнят будущую Госдуму) поддержать эту инициативу при рассмотрении бюджета на 2022–2024 годы.

Речь идет о достаточно большом объеме аварийного жилья — более 11 млн кв. м. Сроки расселения президент не обозначил. Об этом, впрочем, уже задумывался Минстрой — в проекте обновленной жилищной госпрограммы ведомство предлагает учесть расселение в 2025–2030 годах 16,2 млн кв. м, признанных аварийными после 1 января 2017 года. Это не позволит избавиться от такого фонда — еще в начале года ведомство дало оценку, что к 2030-му может сформироваться 30,2 млн кв. м аварийного жилья, на расселение которого потребуется 2,3 трлн руб.

Поясним, что этот массив растет из-за того, что темпы прироста непригодного для проживания фонда довольно велики (около 2 млн кв. м в год) и порой превышают темпы расселения. Сейчас в программу на 2019–2024 годы включено почти 9 млн кв. м — на их расселение в общей сложности заявлено 507 млрд руб., из которых 431 млрд руб. это федеральные средства, остальное — региональные. Действующая программа фактически стала продолжением программы 2014–2018 годов (по 11 млн кв. м, признанных аварийными к 2012 году).

Поводом для нынешнего расширения программы до момента полного выполнения, видимо, можно считать высокий темп ее реализации: как ранее сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин, программу возможно завершить на год раньше, в 2023 году.

Об опережении графика говорилось и во вторник — по словам Владимира Путина, девять регионов завершат программу уже до конца этого года. По данным Фонда ЖКХ, в 2019–2021 годах были переселены 203,7 тыс. человек из 3,4 млн кв. м «аварийки» — целевые показатели перевыполнены на 11% и 3% соответственно.

Отметим, такой динамике способствовали сразу несколько факторов: довольно невысокие целевые показатели в первые годы реализации программы (0,66–1,33 млн кв. м в 2019–2020 годах против 2,96–2,68 млн кв. м в 2014–2015 годах), а также стимулирующие финансовые меры. Так, год назад Белый дом «перекинул» на 2020 год дополнительно 50 млрд руб. из средств, заложенных на 2022-й — для более оперативного расселения более 1 млн кв. м «аварийки». Неделю назад из средств выделено 13,1 млрд руб.— это позволит ускорить расселение 417 тыс. кв. м.

Как отмечает президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, некоторые регионы, завершив действующую программу, уже переходят к расселению домов, признанных аварийными после 1 января 2017 года. При этом, отмечает она, субъекты РФ «ведут себя соответственно возможностям — они признают аварийными дома, которые действительно требуют расселения, чтобы не наращивать объемы обязательств, которые требуют бюджетных денег».

Вице-президент Центра стратегических разработок Татьяна Караваева добавляет, что и при достижении ранее запланированных значений проблема по-прежнему остра для многих городов России.

Для ее решения, считает эксперт, регионам необходимо проработать вопрос привлечения дополнительных средств. «Например, в крупных городах актуально привлечение частных инвесторов, для удаленных населенных пунктов, из которых население выезжает, возможно использовать субсидии на приобретение жилья в других регионах»,— говорит госпожа Караваева.

По словам Надежды Косаревой, возможности для привлечения частных средств есть: кроме расселения аварийного жилья полностью за счет средств бюджетов, Фонд ЖКХ может направлять средства на переселение граждан из аварийного фонда в рамках проектов комплексного развития территорий (КРТ). Так, поясняет она, если проект реализует частный застройщик, выигравший конкурс, то фонд компенсирует до 25% расходов на расселение «аварийки» (в некоторых случаях — до 100%, как и в ситуациях, когда проектом занимается специальное юрлицо, созданное регионом). «Этот механизм совсем новый — в Фонд ЖКХ пока поступили только первые заявки,— но я надеюсь, что он будет серьезным рычагом для ускорения реализации программы и повышения ее финансирования»,— говорит госпожа Косарева.

Евгения Крючкова