Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Тарифы ОАО РЖД уехали наверх

Тарифы ОАО РЖД уехали наверх

Тарифы ОАО РЖД уехали наверх

Президент поручил оценить их индексацию по промышленной инфляции

«Коммерсантъ» от 14.09.2021, 13:32

ОАО РЖД удалось добиться рассмотрения на самом высоком уровне вопроса о расчете тарифа на грузоперевозки на базе промышленной, а не потребительской инфляции. Глава монополии Олег Белозеров написал письмо Владимиру Путину, который делегировал этот вопрос премьеру Михаилу Мишустину. За счет изменения формулы ОАО РЖД рассчитывает в 2022 году получить 2,1 п. п. индексации тарифа, или 30–40 млрд руб. Однако, по мнению экспертов, такие скромные на фоне инвестиционных потребностей монополии средства не стоят изменения формулы на менее прозрачную и более волатильную.

Владимир Путин поручил премьеру Михаилу Мишустину рассмотреть предложение ОАО РЖД о замене в тарифной формуле ИПЦ на индекс ценового давления, следует из резолюции на письме главы ОАО РЖД Олега Белозерова президенту от 10 сентября (есть у “Ъ”). В письме господин Белозеров сообщает, что инвестпрограмма ОАО РЖД — третья по величине после инвестпрограммы «Газпрома» и «Роснефти». Ее объем в 2017–2021 годах составил 3,2 трлн руб., из которых лишь 0,38 трлн руб. составляют средства бюджета и ФНБ. «При этом в отличие от этих компаний-экспортеров у ОАО РЖД отсутствует возможность получения дополнительной прибыли за счет благоприятной конъюнктуры мировых рынков или курсов валют, поскольку услуги оказываются в рублях по регулируемому тарифу»,— пишет господин Белозеров. А в тарифах рост цен в промышленности не учитывается.

В 2017–2021 годах, сообщает глава ОАО РЖД, индексация тарифов на перевозки грузов составила 24%, а индекс цен производителей промышленной продукции возрос на 44%; цены на черные металлы увеличились на 66%, на нефтепродукты — на 86%.

Как следствие, средства от оптимизации приходится направлять на компенсацию роста цен, пишет господин Белозеров.

Он сообщает, что в этих условиях компания вынуждена привлекать заемные средства, «объем которых составляет уже 2,2 трлн руб., что соответствует годовому объему выручки компании». «В 2021 году процентные платежи, покрытие которых не предусмотрено в тарифах, достигнут 140 млрд руб., что в 1,4 раза превысит затраты компании на топливо на тягу поездов»,— говорит Олег Белозеров.

Он просит президента поддержать переход на индекс ценового давления. Об этом монополия просит уже не первый год, аргументируя свою просьбу тем, что более половины ее расходов не зависит от потребительской инфляции, на которой построена формула индексации тарифа (среднеарифметический ИПЦ за четыре года минус 0,1%). В этом году обсуждение активизировалось (см. “Ъ” от 21 июня), за счет этой меры компания планирует закрыть часть дефицита инвестпрограммы, но власти не спешат единодушно поддержать ОАО РЖД (см. “Ъ” от 13 сентября).

Сейчас ОАО РЖД пишет, что неподконтрольный ему рост текущих и капитальных затрат в 2021 году, не компенсирующийся тарифом, составляет 40 млрд руб.

В какую сумму монополия оценивает дельту между действующей формулой и предложенной, там не поясняют. Но по приведенным в письме расчетам новая формула позволит проиндексировать в 2022 году грузовой тариф не на 4,3%, а на 6,4%. Далее же, как и в более ранних расчетах ОАО РЖД, новая индексация, напротив, отстает от старой — на 0,6 п. п. (3,9%) и на 0,3 п. п. (3,7%) в 2023 и 2024 году соответственно.

Самое большое преимущество инфляции как основы тарифной формулы — она публичная и не зависит от ОАО РЖД, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Индекс ценового давления никогда публичным не будет, уверен он, как и расчет его базы, поскольку, например, как любая крупная корпорация, ОАО РЖД имеет большую возможность оптимизации закупок. Более того, при новой формуле ОАО РЖД потеряет мотивацию оптимизации расходов.

По мнению господина Бурмистрова, полученная выгода — а это не более 40 млрд руб. дополнительных сборов в 2022 году — не стоит слома формулы.

Эксперт говорит, что в этом году государство изъяло у промышленного сектора большие средства, и ОАО РЖД имеет все возможности на них претендовать напрямую, что и следовало бы сделать. Также он напоминает о претензиях к способности монополии потратить выделенные на инвестпрограмму средства, говоря, что сейчас ОАО РЖД нужно подтвердить свою способность сделать это эффективно и обеспечить мультипликативный эффект для экономики.

Наталья Скорлыгина