Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

В добавку к вирусу

В добавку к вирусу

В добавку к вирусу

Лечение COVID-19 поддержало продажи БАДов

Газета «Коммерсантъ» №151 от 25.08.2021, стр. 1

Увеличение потребления антибиотиков на фоне пандемии COVID-19 помогло бизнесу производителей биологически активных добавок (БАДов). В январе—июне 2021 года аптечные продажи этих препаратов, в первую очередь для нормализации микрофлоры, увеличились на 10%, до 38,2 млрд руб. Поддерживает спрос и низкая цена БАДов относительно лекарственных средств из-за менее строгих регуляторных требований к их обращению.

Аптечные продажи БАДов в первой половине 2021 года выросли на 10%, до 38,2 млрд руб. год к году. Такие данные “Ъ” предоставили в DSM Group. В результате доля БАДов в аптечном обороте достигла 5,5% против 5% годом ранее, следует из данных аналитиков.

Лидером по спросу в денежном выражении стал «Максилак» для нормализации микрофлоры, выпускаемый «Биннофарм групп» (входит в АФК «Система» Владимира Евтушенкова). По данным DSM Group, год к году продажи препарата выросли почти в два раза, более чем до 1 млрд руб. В «Биннофарм групп» связали рост популярности БАДа с лечением дисбактериоза после приема антибиотиков, спрос на которые вырос в пандемию. Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк, впрочем, отмечает, что средства от диареи, изжоги и отравлений, в том числе лекарственные, традиционно пользуются большим сезонным спросом в летний период.

Второе и третье место по популярности БАДов заняли слабительное средство на растительной основе «Фитолакс» и «Витамин С», выпускаемые «Эваларом», продажи которых достигли 982,6 млн руб. и 700 млн руб. соответственно. Большим спросом также продолжают пользоваться БАДы на основе витамина D. По подсчетам DSM Group, наиболее популярным брендом в сегменте стал «Детримакс» компании Unipharm, продажи которого за год выросли на 26,5%, до 395,2 млн руб. Популярность БАДов на основе витаминов C и D господин Шуляк объясняет распространенным мнением об их эффективности для профилактики COVID-19.

Коммерческий директор ЦВ «Протек» Борис Попов говорит, что заказы на БАДы со стороны аптек в этом году возросли на 19,4% по сравнению с первой половиной прошлого года. Отгрузки в категориях добавок для пищеварения увеличились на 22,8%, витаминно-минеральных комплексов — на 38,6%. Резкий рост продаж БАДов господин Попов также отмечает на онлайн-платформе ЦВ «Протек» «Здравсити». Там продажи добавок для опорно-двигательного аппарата увеличились на 193%, для органов пищеварения — на 143%, для центральной нервной системы — на 107% год к году.

В аптечной сети «36,6» говорят, что более чем на 30% вырос спрос на добавки, применяемые при простуде и заболеваниях суставов, и на 50% на средства для улучшения обмена веществ.

Глава российского представительства iHerb Илья Минкин говорит, что основным драйвером рынка сейчас выступает онлайн-торговля БАДами, легализованная с 1 января этого года. По его словам, годовой оборот российского рынка БАДов уже превысил $1,5 млрд (111 млрд руб. по курсу ЦБ на вторник) и продолжит увеличиваться. По словам собеседников “Ъ” на фармацевтическом рынке, помимо аптек БАДы активно продаются в магазинах спортивного питания и продуктовой рознице.

Гендиректор сети «36,6» Александр Кузин добавляет, что рынок БАДов продолжит расти, в том числе из-за менее строгих регуляторных требований к их обращению. «Многие производители препаратов сначала запускают продукт именно как пищевую добавку, а затем могут принять решение о регистрации уже как лекарства. Более того, один и тот же производитель может иметь в портфеле два продукта с аналогичным составом, но продавать их как БАД и лекарство под разными брендами»,—рассказывает он.

По словам Сергея Шуляка, популярность БАД также связана и с их большей доступностью, чем лекарств с аналогичным составом. «Производителю не приходится тратить значительные средства на проведение клинических испытаний и проходить более строгую регистрацию своего продукта в Минздраве»,— поясняет он. Кроме того, напоминает господин Шуляк, наценка на БАДы жестко не регулируется. По данным DSM Group, в 2019 году средняя стоимость упаковки БАД была 195 руб., в 2020 году — 220 руб.

Александр Осипов

Самые продаваемые БАДы в аптеках в первой половине 2021 года

Место Торговое наименование Производитель Объем продаж (млн руб.) Доля рынка (%)
1 «Максилак» «Биннофарм групп» 1031,1 2,66
2 «Фитолакс» «Эвалар» 982,6 2,58
3 «Эвалар Витамин С» «Эвалар» 700 1,83
4 «Бак-сет Форте» Pharmamed 652 1,71
5 «Фемибион Наталкер II» Dr.Reddy’s Laboratories 649,9 1,7
6 «Solgar тройная Омега 3» Solgar Vitamin and Herb 435,5 1,14
7 «Эвалар Глицин Форте» «Эвалар» 421,6 1,11
8 «Детримакс Витамин Д3» Unipharm 395,2 1,04
9 «Доппельгерц актив Омега 3» Queisser Pharma 395,1 1,04
10 «Витрум плюс» Stada 383,6 1,01

Источник: DSM Group.