Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

В «Яндексе» не нашлась синергия

В «Яндексе» не нашлась синергия

В «Яндексе» не нашлась синергия

Компания отказалась от покупки «Азбуки вкуса»

Сделка по приобретению «Яндексом» продуктовой сети «Азбука вкуса», о которой стало известно в июне, сорвалась. По данным “Ъ”, интернет-компания вышла из переговоров, что может быть связано с высокой оценкой актива. Сеть может выкупить один из крупных продуктовых ритейлеров, полагают аналитики.

О том, что «Яндекс» вышел из переговоров по приобретению «Азбуки вкуса», рассказал источник “Ъ” на рынке розничной торговли и подтвердили два собеседника в электронной коммерции. По словам одного из них, сеть в первую очередь интересовала «Яндекс» для развития онлайн-торговли продуктами, но в ходе изучения актива компания не увидела нужной синергии с собственными сервисами. Проблемой могли быть и завышенные ожидания продавцов относительно цены, добавляет собеседник “Ъ” в инвесткругах.

«Азбука вкуса» управляет более чем 170 супермаркетами, точками AB Daily, «АВ Энотека» и гипермаркетами «АВ Маркет» в основном в Москве и Подмосковье, а также в Петербурге. По данным сети, основателям Максиму Кощеенко и Олегу Лыткину принадлежат 25,5% и 17,1% компании. Еще 41,1% у структур Millhouse Романа Абрамовича и Invest AG Александра Абрамова, 12% — у VMHY Андрея Вдовина, Алексея Масловского и Питера Хамбро. Доля менеджмента — 4,4%.

Представитель «Азбуки вкуса» на вопросы не ответил. В «Яндексе» заявили, что «не комментируют слухи». В Millhouse отказались от комментариев, в Invest AG на вопросы не ответили, связаться с другими совладельцами не удалось.

О переговорах «Яндекса» с «Азбукой вкуса» первым сообщил The Bell в июне. Еще до этого «Азбука вкуса» заключила стратегическое партнерство по развитию экспресс-доставки с «Яндекс.Едой», отказавшись от других служб, в том числе собственной — «АВ Экспресс-меню».

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что «Лента», купившая российские магазины Billa за €225 млн, задала крайне высокую планку для оценки супермаркетов в Москве, близкую к 20 размерам EBITDA. «Азбука вкуса» в 2020 году показала очень хорошие финансовые результаты, поэтому при таких мультипликаторах оценка актива получилась очень высокой, поясняет эксперт. В 2020 году выручка управляющего сетью ООО «Городской супермаркет» выросла на 18,3%, до 75,2 млрд руб., чистая прибыль была 916,8 млн руб. против убытка в 316,7 млн руб. годом ранее.

Как отмечает господин Бурмистров, в сегменте экспресс-доставки наиболее высокие темпы роста демонстрируют игроки на базе dark store. Выход во все города-миллионники таким образом обойдется «Яндексу» примерно в 5 млрд руб.— в несколько раз меньше стоимости «Азбуки вкуса», которая при всех своих плюсах работает в Москве и Петербурге, где «Яндекс.Лавка» уже динамично растет, рассуждает эксперт. Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов также отмечает, что модель «Азбуки вкуса» не сильно масштабируема в российских регионах и возможности «Яндекса» по увеличению возврата от инвестиций в этом отношении были бы ограничены.

По словам источников “Ъ”, владельцы «Азбуки вкуса» по-прежнему рассматривают продажу бизнеса.

Среди претендентов собеседник “Ъ” называет «Магнит» и X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»).

От покупки «Азбуки вкуса» может больше выиграть крупный ритейлер, который имеет закупочную силу, готовую операционную модель и знание клиента, отмечает господин Ибрагимов. По его мнению, ценовой мультипликатор здесь не единственный критерий выгодности, хотя высокая оценка приобретаемого актива может обеспокоить фондовых инвесторов. Господин Бурмистров считает, что при оценке на уровне 10–12 EBITDA на «Азбуку вкуса» будут претенденты. В «Магните» заявили, что не ведут переговоров о покупке сети. В X5 комментарий не предоставили.

«Яндекс» уже пересматривал планы по M&A. В июле интернет-компания сообщила, что отказалась от приобретения интернета-магазина KupiVip, который должен был ускорить выход «Яндекс.Маркета» на рынок одежды, обуви и аксессуаров. В «Яндексе» тогда заявляли, что рассматривают альтернативные выходы в сегмент fashion.

Анатолий Костырев, Дмитрий Шестоперов